Время новостей
     N°110, 23 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.06.2005
Бублик и дырка
Думу проверили на близость к народу
Центр развития демократии и прав человека, Институт прав человека и фонд «Индем» представили вчера на суд общественности книгу «Законотворчество Государственной думы через призму общественных интересов. Итоги 2004 года». Эксперты этих организаций готовят аналитический обзор деятельности парламента уже во второй раз. Впервые они попытались нарисовать портрет Думы прошлого созыва незадолго до парламентских выборов. Презентация книги стала поводом поговорить о работе нынешней Думы, сравнить ее с предыдущим созывом и проследить стратегию российской власти.

«Третья Дума трудилась в основном над «зачисткой» политического поля, выстраиванием «ограждений и рвов» вокруг бастионов власти, -- приходит к выводу один из авторов книги Лев Левинсон (Институт прав человека). -- В историю Дума третьего созыва вошла как переписавшая прежде всего политическое законодательство. Тогда как четвертый созыв запомнится уничтожением социального содержания российских законов». И здесь речь идет в первую очередь о злополучном 122-м законе, иными словами, о монетизации льгот. «Закон изменил портрет российского государства: сворачивая свои обязательства перед миллионами граждан, оно перестало быть социальным».

Автор приводит слова независимого депутата Михаила Задорнова: «Это перестройка не только всей системы социального обеспечения, но и государственной политики в предоставлении жилья, образовании, науке и здравоохранении... Решения, принятые Думой, затрагивают не только льготников, но, по существу, все население». Социальную политику государства г-н Левинсон характеризует формулой «кому дырка от бублика, а кому бублик».

«Детям и старикам, равно как простым людям трудоспособного возраста, не повезло. А вот о собственной дворне в Кремле и правительстве (через обслуживающую их Госдуму) позаботились. В истекшем году подарки от законодателя преподнесены бюрократии и церкви», -- говорит автор книги. Речь идет о президентской реформе госслужбы, которая не только сохранила льготы и гарантии госслужащим, но и повысила их довольствие. Что касается церкви, законодатели создали условия для безвозмездного предоставления религиозным организациям земельных участков, находящихся в государственной или частной собственности.

Эксперт фонда «Индем» Николай Благовещенский проанализировал позиции всех четырех думских фракций и пришел к выводу, что при нынешней расстановке сил, когда пропрезидентская «Единая Россия» обладает конституционным большинством, «абсолютно закономерным оказывается законодательный процесс, в котором доминируют государственно-реформистские законопроекты; приоритеты в них смещены в пользу бюрократии, они ограничивают права и свободы граждан».

Г-н Благовещенский отмечает, что отсутствие в парламенте либеральной оппозиции сказывается на качестве законопроектов. «Оно, как и их содержание, подвергается критике и признается «недостаточным» уже после принятия и начала действия законов (как в случае с монетизацией), -- пишет эксперт в книге. -- Наличие консолидированного конституционного большинства уже привело к принятию решений по изменению системы выборов в Думу и назначению с утверждением губернаторов. Но серьезность рубежа 2008 года предполагает, что это конституционное большинство будет использовано еще не раз -- как для проведения крупных политических решений, так и для поддержания единства партии власти».

Особое место в книге занимает коллективный анализ 17 важнейших законов, принятых четвертой Думой, для участия в котором были приглашены эксперты -- экономисты, политики, политологи, социологи, журналисты, юристы -- как либеральных, так и государственнических взглядов. Эксперты в основном сошлись во мнении, что в целом Дума работает в интересах бюрократии и укрепления государства. Наиболее негативные оценки экспертов собрали четыре принятых Думой закона: об ограничении митингов и демонстраций, об ограничении на проведение референдума, о фактическом назначении губернаторов и об отмене выборов по одномандатным округам. В отношении остальных 13 законопроектов преобладали нейтральные оценки.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА