|
|
N°140, 07 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Где эта улица?
Парижские «зеленые» взялись за топонимику
Французская экологическая ассоциация с забавным названием «Зеленая мышь» выдвинула «революционную» инициативу. Ее активисты оповестили весь Париж о том, что в ближайшее время отрезок набережной Сены у моста Арколь -- в двух шагах от собора Парижской Богоматери -- будет переименован. Дело в том, что скоростная дорога, проложенная -- в том числе и на сваях -- через весь город вдоль реки, называется «Путь Помпиду». А «зеленые», массово вошедшие после последних выборов в состав столичного совета и активно борющиеся с засильем автомобилей в Париже, решили начать свою градоначальническую деятельность с закрытия для автотранспорта значительной части «Пути Помпиду», а заодно переименовать те улицы, которые носят имена «правых» политиков. Варианты новых парижских названий? Недостатка в них нет. Скажем, набережная Велосипедистов, или аллея Влюбленных, или набережная Бывших автомобильных пробок... Даже в топонимике не обошлось без большой политики. «Зеленые мыши» предложили превратить центральную артерию в тупик Ширака!
Активистов экологической ассоциации поддержали видные политики «зеленой» ориентации. В том числе министр по охране окружающей среды Ив Коше, помощник мэра Парижа Дени Бопен, кандидат в президенты Франции Ален Липец. Они не только согласились участвовать в манифестации, посвященной смене табличек с названием улиц, но и призвали присоединиться к ним своих союзников из рядов правящей партии социалистов. Но не тут-то было! В защиту памяти бывшего президента-голлиста неожиданно выступил социалист Бертран Деланоэ, недавно избранный мэром столицы. «Намерение некоторых видных фигур партии «зеленых» переименовать «Путь Помпиду» кажется мне совершенно неуместным, -- заявил он. -- Если я и поддерживаю стремление экологистов разгрузить центр Парижа от машин, это вовсе не означает, что надо покушаться на память о бывшем президенте».
Не замедлили раздаться голоса и в стане правоцентристской оппозиции. «Переименование, хотя бы даже временное, «Пути Помпиду» равносильно издевательству над памятью об одном из наиболее выдающихся французских политиков, -- возмутилась Брижит Кюстер, вице-президент неоголлистской группы в совете Парижа. -- И вообще, спешная смена названий парижских улиц свидетельствует о недостатке политической зрелости у лидеров экологистов, намеревающихся лишить народ его памяти». За Жоржа Помпиду, кстати, особенно обидно, потому что именно он в пору своего короткого президентства впервые в Пятой республике учредил министерство по охране окружающей среды. Шум поднялся такой, что представители «зеленых» в мэрии решили пойти на попятную. «Не стоит драматизировать ситуацию, -- обратился к парижанам Ив Контассо, помощник-экологист Бертрана Деланоэ. -- Акция «Зеленой мыши» сродни пикнику на набережной Сены, стихийному народному празднику после жаркого дня... Тем более что переименование улицы -- процесс необычайно долгий».
Что верно, то верно! Если верить практике, для переименования парижской улицы или площади требуется не менее шести лет. Сначала вопрос тщательно изучается советом округа, потом передается в кабинет мэра Парижа. Оттуда досье, если оно, конечно, оценено положительно, поступает в специальную комиссию по переименованиям при городском муниципалитете, которая заседает лишь раз в год. Члены комиссии интересуются мнением жителей, которые, как правило, решительно выступают против топонимической путаницы. И только после этого появляется возможность для окончательного вердикта, его выносят члены городского совета.
Не легче обстоит дело и с наименованием новых парижских артерий. Так, чтобы окрестить недавно одну из перестроенных столичных набережных именем писателя Франсуа Мориака, понадобилось 17 лет! Против были потомки знаменитого беллетриста. Другой пример: до сих пор в Париже нет авеню Франсуа Миттерана. Родственников бывшего президента пока не устраивает окраинное расположение улиц и бульваров, предлагаемых для ношения его имени.
Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж