|
|
N°110, 23 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Многая лета
«Как сделать реформу здравоохранения так, чтобы денег не потратить»
С упорством, смахивающим порой на мазохизм, руководители Министерства здравоохранения и социального развития, еще не оправившиеся толком от той волны народного и депутатского гнева, которая обрушилась на них с началом монетизации льгот, стали требовать от правительства и Госдумы скорейшего начала новой болезненной социальной реформы. В роли «тарана» выступает уже не Михаил Зурабов, а его заместитель Владимир Стародубов, который в июне успел несколько раз с различных трибун призвать власти срочно приступить к модернизации системы охраны здоровья в России. Последний раз свои требования г-н Стародубов огласил во вторник в Ярославле на заседании рабочей группы по вопросам социальной политики при полномочном представителе президента в Центральном федеральном округе, где он выступал перед депутатами из профильного комитета Госдумы и представителями региональных органов здравоохранения.
Однако очевидно, что обращался замминистра не к ним, а к руководству страны. Поскольку настаивал он на скорейшем принятии сначала политического решения о необходимости реформы, призванной в том числе расширить и спектр платных услуг в российской медицине, а затем и экономического -- выделения 150 млрд руб., которые потребуются на модернизацию системы обязательного медицинского страхования и корректировку программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Без срочных мер и финансовых вливаний в систему здравоохранения, утверждал он, страна обречена жить в условиях трех давно известных бед: низкой рождаемости, высокой смертности и низкой продолжительности жизни.
При этом возможные ответы на свои просьбы руководители Минздавсоцразвития уже знают, и потому едва ли приходится рассчитывать на политическое «добро» на реформу, которая способна вывести на улицы уже не только пенсионеров и инвалидов, но и граждан, находящихся в гораздо лучшей физической форме. К тому же и в Белом доме уже подыскали аргумент, позволяющий отложить предложения реформаторов в долгий ящик по причине их излишней капиталоемкости. Об этом, в частности, в минувший четверг на заседании правительства заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, отметивший, что в проектировках бюджета 2006--2008 годов заложено недостаточно средств на проведение реформ в образовании и здравоохранении. «Если ресурсов нет, тогда какие-то реформы нужно откладывать», -- подчеркнул г-н Греф, с которым согласился и министр финансов Андрей Кудрин, отметивший, что в правительстве все еще нет единой точки зрения на то, «в каких объемах и темпах осуществлять эти реформы».
В итоге Михаил Зурабов и Владимир Стародубов оказались сегодня в той же ситуации, что и более десяти лет назад, когда они, возглавляя российский Минздрав (только в обратных позициях -- министром был г-н Стародубов), пытались инициировать масштабную реформу и ходили с протянутой рукой по правительственным кабинетам. Доказывая сегодня, что эти годы, явно не пошедшие на пользу отечественной системе здравоохранения, были просто потеряны, чиновники представляют в Белый дом и Госдуму все новые варианты концепции реформ. И пока безуспешно. «Зурабов предложил уже три варианта, и все три требуют денег», -- печально резюмировал Герман Греф, предложив коллегам подумать над бесплатной моделью реформы. Однако сам же признался, что не может представить, «как сделать реформу здравоохранения так, чтобы денег не потратить». На проведение же реформы только за счет средств простых граждан -- расширяя платные услуги и сокращая объемы гарантированной медицинской помощи -- власти решиться после монетизации по понятным причинам уже не могут. «Распространять рыночные реформы на здравоохранение нельзя», -- предупреждал на совещании в Ярославле заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, выразивший, по сути, отношение всего депутатского корпуса к предложениям Минздравсоцразвития.
Депутаты Госдумы имели возможность тщательно изучить давно поступивший в парламент первый пакет реформаторских законов, которые после уличных издержек монетизации оказались в «стоп-листе». Каждый из законопроектов предполагает определенные обновления различных аспектов функционирования системы охраны здоровья. Первый- «О государственных гарантиях медицинской помощи» - конкретизирует виды и объемы медицинской помощи, которые государство сможет предоставлять бесплатно. Второй - «Об обязательном медицинском страховании» - предусматривает значительное расширение функций страховых компаний, а также возможность перераспределения средств территориториальных фондов ОМС из регионов-доноров в пользу дотационных субъектов федерации. Третий и четвертый законопроекты должны инициировать реформу учреждений здравоохранения, расширяя их хозяйственную самостоятельность, но сохраняя их при этом в государственной и муниципальной собственности.
Поскольку дополнения к законопроектам в виде хотя бы обещаний правительства увеличить бюджетное финансирование отрасли на 30% (а именно такие объемы потребуются реформаторам на первом этапе) не последовало, неудивительно, что многие депутаты сочли предложения излишне декларативными. «Они просто продекларируют, что человек имеет право на все виды бесплатной помощи, а в больнице же его заставят за эту помощь платить», - заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Герасименко. Региональные же руководители выражали опасение, что расширение спектра платных услуг в медицине будет сопровождаться еще и приватизацией медучреждений.
Однако просто зарубить на корню предложения Минздравсоцразвития депутаты не могут. В том числе и потому, что среди избирателей есть миллионы медицинских работников, которые ждут от реформы хотя бы изменения тарифов в системе ОМС, не повышавшихся уже три года. Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева надеется, что безболезненный для населения, устраивающий врачей и выгодный региональным властям вариант реформы можно найти в ходе постоянных консультаций с депутатами местных законодательных собраний и руководителями органов здравоохранения субъектов федерации. В Ярославле она заверяла, что именно такой путь поможет найти консенсус с правительством, и предложила провести еще несколько совещаний в течение лета - с тем, чтобы подготовить предложения для президиума Госсовета при президенте, который осенью будет обсуждать вопросы совершенствования качества и доступности медицинской помощи. Однако такой подход напоминает весьма распространенную бюрократическую тактику «забалтывания» проблемы, и может оказаться в итоге для реформаторов большим злом, нежели прямой, но достаточно вежливый отказ, прозвучавший из уст Германа Грефа.
Анна ШПАК, Олег ВОЛКОВ