|
|
N°110, 23 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайные пункты тайных договоров
Музей кино все-таки остается без помещения
Во время прошлогоднего Московского кинофестиваля митинг в защиту Музея кино проходил на Пушкинской площади. На этот раз он состоится на Славянской площади (метро Китай-город) 24 июня. Цель та же -- спасти музей: найти ему новое здание и способ существования до того, как это новое здание будет найдено. Потому что выяснилось -- несмотря на уверения Никиты Михалкова, что Союз кинематографистов-де защитит музей, -- из Киноцентра ему придется в любом случае выехать до 31 декабря текущего года. Об этом подписали договор новые хозяева Киноцентра с продавшим свои акции СК. Текст этого договора держат в секрете (поскольку коммерческая тайна), и только на собрании гильдий, что прошло 30 мая, был зачитан с голоса один из его пунктов, из которого следовало, что союз будет терять в деньгах, если не обеспечит своевременный исход музея из занимаемых помещений.
Фонды пока могут быть размещены на территории «Мосфильма», где им предоставили временное прибежище. Что касается показа фильмов, то с ними сложнее: подходящего здания -- нужных размеров и в удобном для зрителей месте -- до сих пор не нашлось. Было предложение, исходящее от Минэкономразвития, отдать Музею кино площади в строящемся культурно-развлекательном центре на улице Вернадского, д. 7, где в федеральной собственности по инвестиционному контракту должно остаться около 3 тыс. метров, то есть как раз столько, сколько сейчас занимает музей. Однако когда в Минкульте стали обсуждать это предложение, туда немедленно поступил протест от Андрона Кончаловского, фонд которого, как оказалось, как раз и является основным заказчиком развлекательного центра. В письме, подписанном народным артистом Кончаловским, говорится, что строительство еще не началось, что есть сложности с проектом и что количество метров в будущем здании еще неизвестно, да и планируемые там предприятия общепита и развлекательные комплексы не сочетаются с Музеем кино.
Ныне ситуация видится директору музея Науму Клейману такой: сезон в здании Киноцентра все-таки откроется, фонды будут перевезены на «Мосфильм». А вот с будущего года показы будут проходить где придется, например, клуб ОГИ предложил проводить их в помещении на «Арт-Стрелке», которое должно быть выделено клубу во временное пользование. Театральный центр на Страстном готов выделить под показы какое-то время. А еще есть идея сделать Музей кино разъездным и путешествовать с его коллекцией по провинциальным городам, где есть большое желание иметь «все то же, что имеет Москва».
Что касается дальнейших перспектив, то Клейман считает наиболее привлекательной идею объединения федеральных и муниципальных структур, тогда бы все вопросы, по его мнению, решались бы быстрее. Однако, утверждает директор Института культурологии Кирилл Разлогов, если бы у властных структур было желание решить этот вопрос, то он давно был бы решен. Дело в том, что сегодня у всех участников этих имущественных споров есть дела поважнее, а музеем они занимаются постольку поскольку. Надо отметить, что на прошедшей вчера пресс-конференции, посвященной судьбе музея, не было ни одного представителя Министерства культуры, Агентства по культуре и кинематографии или Минэкономразвития, что означает только одно -- персональной ответственности за судьбу государственного музея никто не несет. Впрочем, никто и не отказывается им заниматься -- Клейману периодически предлагают какие-то здания -- то на Бауманской, то на Бутырской, но они все оказываются непригодными для нормального функционирования музея, для посетителей которого важна близость метро, например, или наличие нескольких залов.
А вот кинотеатр «Дом Ханжонкова», закрытый теперь на ремонт, оказывается, с 1994 года находится в ведении администрации президента, и его владельцы потребовали с бывшего руководства кинотеатра арендную плату 1 млн 600 тыс. долл. в год, а поскольку таких денег кинотеатр, где прокатывали российские картины, платить не может, здание решено перепрофилировать под ресторан.
Вообще элита нашего ханжеского общества давно бы должна перестать лицемерить и честно признать, что никакого кино -- тем более архивного -- ни ей, ни ее детям на фиг не надо, а надо жрать в ресторанах и смотреть стриптиз или, в крайнем случае, американские блокбастеры. Тогда -- никаких претензий, и музей вместе с фондами, коллекцией, международными связями можно просто закрыть, чтобы не мешался под ногами. А то, что несколько сотен человек соберутся в пятницу под памятником героям Плевны, легко счесть совершенно не существенным.
Алена СОЛНЦЕВА