|
|
N°109, 22 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кровавое лето Бейрута
За последним ужином ливанский коммунист гадал, кто следующий
Ровно за неделю до начала первого заседания нового парламента Ливана страну потрясла очередная трагедия, напомнившая о страшных годах гражданской войны 1975--1990 годов и об опасности повторения этого кошмара. Вчера в первой половине дня в Западном Бейруте был взорван автомобиль с пассажиром, имя которого хорошо известно тем советским партийцам, кто занимался связями с арабским миром во времена СССР. Погиб частый гость Москвы тех лет, бывший генеральный секретарь Ливанской коммунистической партии (ЛКП) 65-летний Жорж Хауи. Он занимал этот пост с 1975 по 1993 годы.
Взрывчатка, по всей видимости, была заложена под днище автомобиля как раз под пассажирское сиденье спереди. Жорж Хауи обычно передвигался на машине с водителем. Так было и вчера утром, когда он выехал из дома. Адская машинка была приведена в действие с помощью радиоуправляемого устройства. После этого автомобиль, бросаемый то вправо, то влево, проехал метров пятьдесят и остановился. Подбежавшие люди, вытаскивая Хауи из машины, услышали шепот: «Помогите мне, помогите». Он умер у них на руках. Водителя в тяжелом состоянии отвезли в больницу.
Очевидцы рассказывают, что жена Жоржа, офтальмолог Сози Мадоян, работавшая в глазной клинике неподалеку, почти сразу прибежала к месту происшествия и, увидев окровавленного мужа, потеряла сознание. Жорж Хауи воспитывал сына от первого брака Сози.
По Ливану катится волна убийств и взрывов. 14 февраля в Бейруте был взорван кортеж бывшего премьер-министра, миллиардера Рафика Харири. Ливанцы связали это убийство с политической деятельностью 60-летнего Харири, добивавшегося ухода из страны 14-тысячного сирийского военного контингента, размещенного в Ливане с 1976 года. В то время сирийское присутствие было, возможно, и полезным -- самостоятельно ливанские власти не справлялись с хаосом гражданской войны. Но сирийские солдаты задержались в Ливане, а с ними там чувствовали себя как дома и сирийские спецслужбы, и бизнесмены. Для Ливана это стало обузой, прежде всего в экономическом плане.
Убийство Харири привело к тому, что гнев ливанцев, направленный против сирийского вмешательства и просирийских местных властей, вылился на улицы. Ливанскую оппозицию поддержали Париж и Вашингтон. На парламентских выборах, завершившихся в минувшее воскресенье, более 70 мест в 128-местном парламенте заняли оппозиционеры под руководством 35-летнего мусульманина-суннита Саада Харири, сына убитого премьера.
Вчерашнее убийство известного политика -- второе в Ливане за этот месяц. 2 июня был взорван автомобиль ливанского журналиста Самира Касыра из нового движения «Левые демократы» («Аль-Ясар ад-Димукратый»). Причем случилось это почти в том же районе. Второе совпадение -- Жорж Хауи в последнее время сблизился с «Левыми демократами», хотя и не стал членом этого движения.
С компартией Хауи рассорился, не в последнюю очередь потому, что ее новый генсек Халид Хдади занял просирийские позиции. Вчера лидер ливанских коммунистов объявил, что к убийству бывшего соратника имеют отношение израильтяне. Однако хорошо знавший погибшего ливанец Рияд Наджм из «Левых демократов» напомнил «Времени новостей», что Жорж Хауи очень смело и публично критиковал политику Сирии. «Во всех последних убийствах в Бейруте прослеживается один след», -- заметил г-н Наджм. Вчера по этому поводу высказалась и госсекретарь США Кондолиза Райс. Она не стала прямо обвинять Дамаск, но сказала, что продолжающаяся в Ливане «активность сирийцев -- часть контекста, вызывающего атмосферу нестабильности». Она посоветовала сирийцам «притормозить».
Нашей газете стало известно, что как раз вечером накануне убийства Жорж Хауи встречался со своим бывшим заместителем по партии Каримом Мурувве, который тоже вышел из компартии Ливана. По данным «ВН», за ужином они обсуждали последние убийства в Бейруте и гадали, кто следующий.
Автор этих строк не раз встречалась с Каримом Мурувве, а также брала интервью у Жоржа Хауи, у которого, кстати, не было охраны, только водитель. Православный христианин Хауи в молодости увлекся марксистскими идеями. Из Советского Союза он выбивал не только идеологическую, но и материальную поддержку -- в частности, оружие, которое шло на борьбу с израильской оккупацией юга Ливана. «Я сам прошел обучение в специальном тренировочном лагере в Крыму», -- откровенничал Хауи в интервью «ВН». Под его руководством ливанские коммунисты одними из первых стали бросать против противника отчаянных смертников. Хауи рассказывал мне, что ему было известно как минимум о шести случаях покушений, организованных против него. Всякий раз ему безумно везло.
Жорж Хауи, с годами располневший, любил вспоминать, как лазал по горам с автоматом Калашникова. Рассказывал Хауи мне и о том, как он и его люди готовили взрывы, подобные тому, в результате которого вчера погиб он сам. Он горделиво описывал, что взрывчатку можно заложить так мастерски, что погибнет только нужный человек, а оказавшийся рядом останется жив. «Все зависит от объема и места закладывания взрывчатки. А у нас были хорошие специалисты», -- делился с автором опытом Жорж Хауи, попивая кофе в своей просторной квартире в Бейруте.
Елена СУПОНИНА