|
|
N°108, 21 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мечта не по карману
Канадцы отказались от нового лайнера Boeing-787
Канадская авиакомпания Air Canada в конце прошлой недели отказалась от исполнения недавно заключенного с американским концерном Boeing контракта на приобретение 32 самолетов. Общая стоимость сорвавшейся сделки оценивается в 6 млрд долл. Для американских авиастроителей особенно чувствительно то, что канадцы вышли из числа стартовых заказчиков проектируемого лайнера нового поколения Boeing-787, известного также под названием Dreamliner («Лайнер мечты»). Раньше Air Canada намеревалась купить 14 таких машин. Это примерно одна седьмая часть всех твердых заказов на Dreamliner, которые Boeing сумел собрать по всему миру за год с небольшим после коммерческого запуска проекта.
Air Canada вошла в число 20 стартовых заказчиков Boeing-787 одной из последних. 25 апреля этого года авиакомпания, базирующаяся в Монреале, сделала концерну Boeing твердые заказы на 14 Dreamliner и 18 лайнеров Boeing-777. Кроме того, она выразила намерение купить впоследствии еще 18 Boeing-777 и до 46 Boeing-787.
Позже к программе Dreamliner присоединился еще только один заказчик. В начале мая американская компания Northwest Airlines «подписалась» на 18 Boeing-787 за 2,2 млрд долл., после чего общий портфель заказов концерна на революционную машину достиг 112 штук (плюс 143 опциона).
А для Air Canada эта программа оказалась не по карману. Компания надеялась уговорить свой профсоюз пилотов согласиться на программу урезания расходов, чтобы сэкономить деньги на дорогую покупку. Пилоты отказались войти в положение руководства. Компании ничего не оставалось, как известить Boeing 18 июня об отказе от исполнения контракта.
В ответ Boeing опубликовал чрезвычайно лаконичное заявление, в котором говорится: «Мы разделяем разочарование Air Canada по поводу сегодняшнего развития событий». В то же время американский концерн заявляет: «Мы видим очень большой спрос на 777-ю и 787-ю модели. Мы верим, что у нас еще будем много возможностей поставить эти самолеты куда угодно».
С чисто финансовой точки зрения потеря шестимиллиардного контракта для Boeing неприятна, но не слишком болезненна. В последние месяцы концерн получил крупные заказы на среднемагистральные самолеты Boeing-737, которые в совокупности компенсируют локальную неудачу с дальнемагистральными Boeing-777 и 787.
Самое печальное для американцев в том, что этот эпизод замедляет движение 787-й модели в конкурентной гонке с похожим проектом A350, создаваемым европейским концерном Airbus. До этого месяца Dreamliner явно лидировал, собрав 112 заказов, в то время как у европейцев не было ни одного. На прошлой неделе Airbus получил завидный контракт на 60 А350 от авиакомпании Qatar Airways. А Boeing вместо того, чтобы наращивать свой портфель, вдруг потерял уже полученные заказы.
Михаил КУКУШКИН