Время новостей
     N°108, 21 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2005
Неравный спор с цифрами и фактами
Правительство пытается спасти инвестиционный климат
Кремлевские и правительственные чиновники решают нелегкую проблему. Они вынуждены агитировать иностранных инвесторов вкладывать в Россию в условиях ухудшения ключевых макроэкономических параметров, осложнений в отношениях бизнеса и власти. Им приходится вступать в неравный спор с цифрами и фактами, проявлять чудеса сообразительности, интерпретируя в свою пользу невыигрышные экономические показатели, давать ободряющие прогнозы. Вчера они демонстрировали свои агитационные и пропагандистские способности на конференции, организованной инвестиционной компанией «Ренессанс Капитал».

Парадокс в том, что замедление роста ВВП, промышленного производства, инвестиций, а также рост инфляции происходят в условиях выдающейся финансовой ситуации. «Никогда еще в истории России и СССР финансовое положение страны не было столь прочным и устойчивым», -- заявил на вчерашней конференции вице-премьер Александр Жуков. С ним нельзя не согласиться: госбюджет который год формируется с профицитом, создан стабилизационный фонд, в котором стерилизуются, страшно сказать, «лишние» или «вредные» для экономики деньги, золотовалютные резервы давно побили все рекорды, достигнув 150 млрд долл. Такой достаток позволил правительству пойти на беспрецедентный шаг -- досрочную выплату внешних долгов. Уже произведен полный расчет с МВФ, летом предполагается выплатить 15 млрд долл. Парижскому клубу. В результате размер госдолга России снизится к концу года, по оценке г-на Жукова, до 15--16% ВВП. Напомним, что еще в начале 2003 года долг страны составлял 41% ВВП, а в 1998 году вообще 130% ВВП. Аномально благополучная финансовая ситуация буквально заставила три ведущих мировых рейтинговых агентства присвоить России суверенный кредитный рейтинг инвестиционного уровня.

Ни для кого не секрет, что подобная финансовая стабильность достигнута почти исключительно за счет высоких цен на нефть -- главный товар российского экспорта. Также во многом за счет этой отрасли удавалось поддерживать высокие темпы роста ВВП и промышленного производства. Поэтому спад в нефтянке (произошедший, по признанию главы экспертного управления президента Аркадия Дворковича, из-за снижения добычи ЮКОСом и слишком высокой налоговой нагрузки) даже при сохраняющихся сверхвысоких мировых ценах и стал одной из основных причин замедления роста производства. В мае оно выросло всего на 1,4% по сравнению с маем прошлого года (за пять месяцев рост составил 3,6%). А по сравнению с апрелем, по данным «Росстата», даже упало -- на 6,4%.

Второй причиной стал спад в обрабатывающей промышленности. В данном сегменте экономики г-н Дворкович обратил внимание на падение производства в автомобильной промышленности. Впрочем, на подобных форумах пессимизм не в моде. Кремлевский чиновник прогнозирует, что в ближайшие месяцы показатель роста производства улучшится и достигнет по итогам года 4,6%. Хотя радоваться особо нечему. В 2004 году рост составлял 7,3%.

Многие аналитики, в том числе западные, уверены, что негативные тенденции в российской экономике, связанные с перенасыщением ее нефтедолларами (как следствие -- рост инфляции, укрепление рубля, снижение конкурентоспособности отечественного производителя), усугубил судебный процесс над руководителями ЮКОСа. Многих инвесторов он заставил сомневаться в сохранности своей собственности и капиталов на территории России. Не исключено, что не будь дела Ходорковского, правительственные чиновники еще в 2003 году могли бы рапортовать о повороте рек капитала в сторону России. Пока же каждый год отток частного капитала превышает его приток. В прошлом году чистый отток достиг 9 млрд долл., в этом году, по оценкам первого заместителя председателя Центробанка Алексея Улюкаева, составит 5-7 млрд долларов.

Впрочем, глава Минфина Алексей Кудрин не верит в определяющее значение дела ЮКОСа для оттока капитала. Эту причину он ставит не на первое место, отдавая пальму первенства росту процентных ставок на мировых рынках, что увеличивает доходность вложений "за бугром". К чести министра, бревно в собственном глазу он тоже увидел: инвесторов отпугивают слабая судебная система, высокие административные барьеры и коррупция. Кроме того, по словам министра финансов, к этим факторам добавилась неясность действий правительства по налоговому администрированию. Самокритичность -- вещь похвальная. Если бы не одно «но»: аналогичные оценки ситуации и клятвенные заверения покончить со всем этим негативом инвесторы слышали от российских чиновников и год, и три, и десять лет назад. При этом во многих названных министром сферах ситуация, по оценкам участников рынка и экспертов, только усугубляется.

К этому надо добавить нелюбовь к частному бизнесу (и отдельным бизнесменам, особенно крупным) у части российских чиновников (не из экономических министерств и ведомств). Вчера глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что сокращение срока давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет («политический шаг, который можно только приветствовать») не исключает ответственности за уголовные преступления. Иными словами, предпринимателя, который по Гражданскому кодексу уже не подпадает под наказание, всегда могут осудить по Уголовному, переквалифицировав дело. То есть теряется сам смысл введения срока давности по приватизационным сделкам. Впрочем, самое непонятное заключается в том, какую цель преследовал глава Счетной палаты, пугая бизнес новыми уголовным делами непосредственно на экономической конференции.

Еще одно предложение г-на Степашина: в течение четырех-пяти лет поднять рыночную капитализацию предприятий России (то есть их общую стоимость) до 5--6 трлн долл. По его словам, в процессе приватизации российская экономика была обесценена и только поэтому ее нынешняя капитализация оценивается всего в 350 млрд долл. «Сегодня нужно реально оценить национальное богатство страны, реально оценить стоимость активов, вывести их из офшоров и исходя из этого решить проблему пополнения бюджета», -- отметил глава Счетной палаты. Правда, как это сделать, г-н Степашин не сказал. Впрочем, сомнительно, что это вообще возможно. При капитализации в 5--6 трлн долл. российская экономика будет стоить всего в два раза меньше, чем экономика США (14 трлн долл., по словам того же Степашина). При этом ВВП Соединенных Штатов -- более 10 трлн долл. в год (более 60% общемирового ВВП), а России -- около 20 трлн руб. (660 млрд долл.).

Михаил ВОРОБЬЕВ