Время новостей
     N°108, 21 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2005
Тоннель в конце света
Анатолий Чубайс готов поправить план реформы электроэнергетики
РАО «ЕЭС России» завершило расследование причин, которые привели к энергоаварии 25 мая в московском регионе. Анатолий Чубайс, выступая вчера на ежегодной конференции Renaissance Capital, заявил, что главным результатом этого расследования станет корректировка реформы электроэнергетики. При этом он уточнил: именно корректировка, но не остановка и не отказ от преобразований. Это заявление было сделано на фоне беспрецедентной атаки московской мэрии на рабочую комиссию Госдумы, которая, по мнению Юрия Лужкова, пытается обелить энергетиков и занизить сумму ущерба от «блэкаута».

Самым главным шагом, призванным не допустить повторения аварии, исходя из слов г-на Чубайса, будет пересмотр критериев отнесения сетей (прежде всего напряжением 110 кВ -- именно на этом напряжении работает подстанция "Чагино") в состав Федеральной сетевой компании (ФСК). Иными словами, РАО намерено переложить эту обязанность на государство в лице правительства. Хотя многие эксперты давно критикуют эту идею, однако сейчас, похоже, она все же будет утверждена.

Глава РАО вчера предпочел не вдаваться в причины аварии, указав, что обстоятельно расскажет об этом в ближайшую пятницу на заседании совета директоров компании. Однако даже сказанные им вчера слова совпали с заявлениями главы другой комиссии по расследованию причин аварии -- сформированной депутатами Госдумы во главе с вице-спикером Владимиром Пехтиным. Г-н Чубайс сказал, что авария началась не на подстанции «Чагино», хотя пожар на этой подстанции «был предпосылкой» для распространения кризиса. Г-н Пехтин на прошлой неделе говорил то же самое, правда, добавлял, что, по его информации, виновато во всем дерево, замкнувшее провода на подстанции в Очаково, а в целом же «мы должны понять, что здесь присутствовала совокупность недостатков, а не просто наброс на линию, то есть короткое замыкание из-за свалившегося дерева».

Схожие позиции Анатолия Чубайса и комиссии Пехтина вызвали негодование властей Москвы. "С сожалением приходится констатировать, что рабочая группа, возглавляемая заместителем председателя Госдумы Владимиром Пехтиным, с самого начала вместо объективного расследования случившегося взяла курс "на реабилитацию" РАО «ЕЭС», -- говорится в распространенном вчера заявлении пресс-службы мэра. В мосправительстве возмущены тем, что рабочая группа снизила размер ущерба с 1,7 млрд руб. до суммы «в диапазоне от 600 млн до 1,2 млрд руб.». По мнению городских властей, «главной задачей депутатов оказалась попытка уберечь кассу РАО "ЕЭС России" от посягательств пострадавших москвичей».

Г-н Чубайс комментировать лужковские инвективы не стал, а г-н Пехтин выпустил ответное заявление, смысл которого в том, что «до итогового обнародования результатов работы думской комиссии все оценочные комментарии ее деятельности неуместны». Данные же об ущербе, пишет вице-спикер Госдумы, основываются на материалах комиссий по расследованию аварий из других ведомств.

В любом случае показательно, что денег у «Мосэнерго» и других электроэнергетических компаний столицы на реновацию оборудования почти нет и из-за предстоящего возмещения ущерба (каким бы он ни был) их станет еще меньше. Однако Анатолий Чубайс обещает в очень сжатые сроки реализовать «отдельные проекты» в Москве -- техническое перевооружение «всего, что связано с диспетчированием», а также модернизацию подстанций напряжением 110 кВ -- «самого слабого звена» в электроэнергетике. На какие средства эти проекты будут реализовываться, он умолчал.

Впрочем, из выступления перед инвесторами следовало, что РАО намерено сократить свою международную деятельность в пользу внутрироссийской. Деятельность энергохолдинга вне России, впрочем, не является масштабной за исключением двух проектов -- недавней покупки более чем за 700 млн долл. двух электростанций в Болгарии, а также планов строительства ГЭС в Киргизии и Таджикистане. Но от болгарского проекта РАО, как уточнил г-н Чубайс, отказываться не будет, а киргизский и таджикский по большому счету пока еще в разработке. Так что вполне возможно, за счет перераспределения денежных потоков средства найдутся.

Кроме того, по словам главы РАО, правительство готово поддержать изменения в структуре сетевой и диспетчерской составляющих электроэнергетики. Согласно программе реформирования отрасли, они должны быть на 75% подконтрольны государству. Сейчас же ФСК и Системный оператор являются 100-процентными «дочками» РАО. Как говорит г-н Чубайс, планируется ускорить процесс выделения их из РАО, чтобы создать единую вертикаль управления.

Также, по его словам, правительство не против увеличить активы ФСК за счет сетей низкого напряжения (110 кВ и ниже). По нынешнему плану реформы эти сети должны войти в состав межрегиональных сетевых компаний, судьба которых до сих пор не определена. Впрочем, президент Института энергетической политики Владимир Милов считает, что ФСК вряд ли сможет уделять достаточно внимания этим сетям, ведь они должны учитывать региональные особенности, что из центра сделать проблематично. «Да и вообще, если сейчас озаботить ФСК сетями низкого напряжения со всеми их проблемами, у нее не хватит сил заниматься развитием магистральных сетей», -- уверен г-н Милов. А бывший заместитель министра энергетики Виктор Кудрявый полагает, что такая конструкция будет еще более неповоротливой, чем сегодняшняя: «В крупных городах сети напряжением 110 кВ, 220 кВ и иногда даже 500 кВ стали фактически распределительными, они работают на внутригородских перетоках, -- говорит он. -- Если перенести управление ими на самый высший уровень, будет потеряна компетентность этого управления. Кроме того, многие забывают, что в крупных городах очень много тепловых электростанций, для которых в зимнее время приоритетом является выработка тепла. Если сетями начнут управлять из центра, кто тогда будет принимать решения по загрузке той или иной станции по теплу? Как это будет соотноситься с выработкой электроэнергии, если этим занимается другая организация? Кто будет учитывать необходимость загрузки атомных станций?»

Впрочем, Анатолий Чубайс вчера заявил, что готов корректировать работу менеджмента РАО в сторону технической безопасности. Среди критериев персональной оценки деятельности каждого руководителя показатели, связанные с надежностью, будут превалировать, сказал он. Будет существенно укреплен институт главных инженеров, пообещал г-н Чубайс, причем эти специалисты обязательно будут иметь доступ к бюджетным средствам энергокомпании, а уровень их ответственности будет значительно повышен. В целом же по результатам разбора аварии, пообещал глава РАО, каждый виновный будет отвечать в зависимости от степени вины, «но это не главное, главное -- это что делать, а не кто виноват», -- отметил г-н Чубайс.

Что делать -- РАО уже знает. Но вот кому это делать -- разрабатывать технические регламенты, модернизировать оборудование, и т.д., -- пока непонятно. И если эта неопределенность затянется, как затянулась вся реформа энергетики, можно снова ожидать выхода из строя устаревших деталей на множественных подстанциях. Ведь только в Москве, по словам того же Анатолия Чубайса, продолжают работать 122 трансформатора 1958 года. Точно такие же работали до недавнего времени на подстанции «Чагино».

Николай ГОРЕЛОВ