|
|
N°108, 21 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Товарный голод
«Нафтогаз Украины» оказался в долгу перед Туркменбаши
Киев получил еще один газовый долг. Вслед за Владимиром Путиным, который на прошлой неделе предъявил украинцам счет на 1,3 млрд долл. за «застрявший» в подземных хранилищах российский газ, финансовые претензии «Нафтогазу Украины» (НАК) выставил туркменский лидер Сапармурат Ниязов. Еще с прошлого года Украина не полностью рассчитывается с Туркменистаном за поставляемый газ. Точнее, полностью игнорирует бартерную часть оплаты, что крайне раздражает Ашхабад.
С экстренным визитом в Ашхабад летал председатель правления «Нафтогаза Украины» Алексей Ивченко. Однако основные переговоры вел не он. Как сообщил вчера туркменский МИД, во время встречи г-на Ивченко с Туркменбаши к переговорам по телефону присоединился украинский президент Виктор Ющенко. Ему пришлось лично гарантировать, что Киев примет все меры для погашения долга. Результатом переговоров стало, тем не менее, довольно жесткое заявление туркменского МИДа. По данным интернет-ресурса Turkmenistan.ru, МИД отмечает: Туркменистан четко обеспечивает своевременную поставку природного газа на Украину в объемах, предусмотренных соответствующими соглашениями и контрактами, а украинская сторона не выполняет свои обязательства. «Это в первую очередь относится к товарной части расчетов за поставляемый туркменский природный газ, при которых недопустимо устанавливать какие-либо коэффициенты», -- говорится в заявлении.
Цена вопроса -- 61,7 млн долл. товарных недопоставок за прошлый год и еще 500 млн долл. за пять с половиной месяцев нынешнего. Виктор Ющенко заверил туркменского президента, что украинская сторона «примет все меры для обеспечения поставок товаров в Туркменистан в счет погашения задолженности на общую сумму почти 600 млн долл. США», сообщает МИД.
В качестве компенсации моральных и материальных «мучений» Алексей Ивченко предложил Туркменбаши сохранить отпускные цены прошлого года на трубы (хотя цены на металл выросли), которые идут в оплату газа, а также втрое увеличить долю трубных поставок в бартерной схеме. «Мы договорились о том, что сохраним цены (на трубную продукцию. - Ред.) прошлого года, невзирая на то, что цены на трубу и металл возросли, -- цитирует Интерфакс г-на Ивченко, ссылаясь на представителя пресс-службы президента Ниязова. -- Мы идем на это, чтобы у нас сохранялись хорошие, партнерские отношения с Туркменией». По данным главы НАК, в нынешнем году Украина поставит в Туркмению до 50 тыс. тонн труб, что почти в 3 раза превышает поставки прошлого года.
Согласно контракту между «Нафтогазом» и «Туркменнефтегазом» от 3 января 2005 года, украинская компания закупит 31 млрд кубометров газа по 58 долл. за тыс. кубометров (с оплатой 50% товарами и оборудованием). Еще 4,5 млрд кубометров НАК получит за осуществление строительных работ на территории Туркмении. Соответственно, за год нужно заплатить около 915 млн долл. деньгами, поставить товаров на такую же сумму по согласованному коэффициенту, а также выполнить строительных работ на 260 млн долларов.
В конце марта в Киев приезжала туркменская делегация под руководством главы «Турменнефтегаза» и по совместительству главы Национального клирингового центра Туркменистана (специальная организация, получающая и реализующая товары, поступаемые по бартеру на туркменском рынке) Ильяса Чариева. Руководство «Нафтогаза» пыталось увеличить долю бартера в оплате, а также утвердить высокие коэффициенты зачета товаров. Однако те предложения, похоже, не понравились Сапармурату Ниязову, который намерен выжать максимум уступок с украинской стороны: не случайно во вчерашнем заявлении туркменского дипломатического ведомства заявлено о недопустимости каких-либо коэффициентов.
Напомним, что увеличение цены газа с 44 долл. (в прошлом году) до 58 долл. в Ашхабаде мотивировали именно ростом стоимости товаров, поступающих в качестве оплаты со стороны Украины и России. «Нафтогаз» согласился платить по новой ставке с условием сохранения бартерной составляющей. «Газпром», напротив, насмерть стоял за цену 44 долл., но поступился при этом товарной оплатой и перешел на 100-процентные денежные расчеты.
По мнению экспертов, рыночная стоимость бартера, который получал Туркменистан, как минимум вдвое меньше его зачетной цены. Что делало бартерную схему выгодной для «Нафтогаза» с «Газпромом», которые имели возможность несколько снизить свои затраты. Но в первую очередь эти «туркменские» поставки являются раем для посредников. В украинской схеме такую роль выполняло Клиринговая товарная компания Нафтогаза Украины (в конце прошлого года ликвидирована), которая была учреждена частными компаниями. Новый посредник пока не появился. Вокруг кандидатуры его учредителей, очевидно, идут аппаратные баталии не только в самом «Нафтогазе», но и во всех ключевых властных кабинетах Украины. Что не удивительно, ведь оборот бизнеса такой клиринговой структуры составляет порядка миллиарда долларов в год.
Алексей ГРИВАЧ