|
|
N°108, 21 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Резиновый бунт
Гран-при США обернулся грандиозным фарсом
Спортивные итоги девятого этапа чемпионата мира в автогонках «Формула-1» отошли на второй план на фоне грандиозного скандала, виновниками которого стали шинники «Мишлен». Французские поставщики резины не рекомендовали своим клиентам выходить на старт Гран-при США из-за высокого риска тяжелых аварий. Поэтому в гонке участвовали только шесть машин из команд, пользующихся услугами «Бриджстоун». Впервые в сезоне выиграл семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, которого такая победа скорее огорчила.
Проблемы с покрышками «Мишлен» начались еще на тренировках в пятницу. Почти все машины, «обутые» во французскую резину, плохо держали асфальт, что привело к нескольким вылетам. Столь неадекватное поведение болидов вначале никого не встревожило, пока дело не дошло до более серьезных проблем. Ральф Шумахер, словно заколдованный, вновь попытался протаранить стену в том же самом месте, что и год назад. На выходе из крутого виража перед прямой старт-финиш его «Тойота» неожиданно потеряла управление, развернулась и на полном ходу приложилась к бетонному забору, ограждающему трассу. К счастью, на этот раз Шумахер-младший не пострадал, но загадочное происшествие вынудило оргкомитет гонки на всякий случай заменить Ральфа на третьего пилота «Тойоты» Рикардо Зонту. Впрочем, загадка оказалась несложной: причину аварии -- лопнувшую шину -- обнаружили довольно быстро. Это был второй случай с поврежденной покрышкой, причем в первый раз резина не выдержала также на «Тойоте». Сопоставив оба происшествия, специалисты «Мишлен» пришли к выводу, что данный тип шин непригоден к трассе в Индианаполисе.
Семь из десяти конюшен попали, говоря шахматным языком, в патовое положение -- любой их ход приводил к поражению. «Мишлен» предложил привезти в США шины, которые были произведены для Гран-при Испании. Но, во-первых, самолет из Франции мог прилететь только в воскресенье утром, когда квалификация давно закончится и смена резины будет запрещена. Во-вторых, не факт, что предназначенный для довольно медленной трассы в Барселоне тип покрышек выдержал бы испытание Индианаполисом.
Пока в «Мишлен» искали выход из тупика, началась квалификация. Казалось, машины не испытывали никаких проблем. Ни один пилот не сбросил скорость при подходе к роковому повороту. Смешно, но быстрее всех оказался Ярно Трули из «Тойоты», машины которой накануне и стали причиной разгорающегося скандала. Это был первый «поул» японской конюшни. Следом расположились еще трое представителей «Мишлен» во главе с Кими Райкконеном. И все-таки единственный квалификационный круг не мог дать ответа, как поведут себя шины в течение всей гонки. Проведение самого Гран-при находилось под угрозой срыва.
Отмена гонки или ее перенос были бы самым лучшим решением в этой ситуации. Но Международная автомобильная федерация в который раз повела себя странно, отвергая любые предложения о спасении американского этапа. Конечно, будь это любой другой Гран-при, такую принципиальность чиновников можно было бы понять. Но в США только-только начали снова привыкать к чуждой гоночной серии. В прошлом году впервые на трибунах "Индианаполис мотор спидвей" наблюдался аншлаг. Даже стали поговаривать о необходимости второго этапа на территории Штатов. Теперь об этих планах можно забыть. Да и захочет ли Тони Джордж, хозяин «Старой кирпичницы», связываться со скандальной «Формулой» в дальнейшем, тоже большой вопрос.
Только в пять утра в день гонки стало ясно, что все предложения, исходящие от руководства «Мишлен» и команд, являющихся партнерами французских шинников, отвергнуты ФИА. В их числе были как вполне разумные просьбы разрешить смену покрышек, так и абсолютно нелепые -- о постройке дополнительной шиканы перед самым опасным 13-м поворотом. Однако принять эти предложения ФИА могла только с одобрения всех десяти команд, участвующих в чемпионате. Девять из них, в том числе две из лагеря «Бриджстоун», дали свое согласие. И только «Феррари» ответила твердым отказом, что неудивительно, зная о сложившихся в последнее время напряженных отношениях между итальянской командой и ее соперниками. Действительно, почему за ошибки одних должны отвечать другие? Ведь в скудерии тоже столкнулись с большими проблемы, но команда решает их в одиночку. Можно сколько угодно рассуждать о необходимости поиска компромиссов, но закон един для всех. Сомнительно, что в подобной ситуации остальные команды пошли бы навстречу «Феррари».
Кстати, обвинять в неуступчивости только ФИА и «Феррари» нельзя. За два часа до старта, уже предчувствуя последствия отказа от гонки семи команд, из федерации поступило встречное предложение, не уступающее по своей абсурдности обстановке этого Гран-при: гонщикам предлагалось добровольно сбавлять скорость перед опасным участком. Естественно, что в пылу борьбы пилот сам вряд ли уберет ногу с педали газа, поэтому команды отвергли это предложение.
Когда на стартовой прямой все-таки появились все 20 машин, по трибунам пронесся вздох облегчения. Хотя радость зрителей скоро сменили совсем иные чувства. Отказ выйти на старт грозил конюшням многомиллионными исками со стороны спонсоров. Но когда 14 машин после прогревочного круга дружно отправились на пит-лейн, на лицах болельщиков читалось удивление. На старте остались только шесть машин -- «Феррари», «Джорданы» и «Минарди». Еще была слабая надежда, что после смены резины пилоты вернутся на трассу, но вместо этого болиды заглушили двигатели и остались в боксах. Правда, гонщики еще оставались в кокпитах, ожидая какого-то чуда, но чудес, как известно, не бывает.
Разобравшись, что они стали жертвами грандиозного обмана, зрители стали выражать недовольство оглушительным свистом, на асфальт полетели пластиковые бутылки и пивные банки. Одна из них попала в колесо «Феррари» Шумахера, что вынудило Михаэля заехать на внеочередной пит-стоп. Лидерство захватил Рубенс Баррикелло, но вернувшийся на трассу семикратный чемпион не стал церемониться с напарником, обогнав его на одном из поворотов и чуть не вытолкнув на обочину. Но даже это подобие борьбы не смогло остановить поток, который потянулся с трибун к выходу уже после первых кругов.
Оставшиеся зрители в большинстве своем являлись поклонниками «Феррари», но даже они без особой радости встретили двойной успех своих любимцев. Ненастоящая победа не принесла удовлетворения и самим гонщикам. Шумахер и Баррикелло стояли на пьедестале с каменными лицами, а сразу после исполнения гимнов поскорее скрылись из виду. И только Тьягу Монтейру, приехавший третьим, одиноко принимал душ из призового шампанского, который сам себе и устроил. Когда еще португалец сможет забраться на такую высоту... А «Формуле-1» предстоит многое сделать, чтобы выбраться из той ямы, которую совместными усилиями вырыли те, кто должен заботиться о ее процветании. Хватит ли у нее на это сил?
Дмитрий СИТНИК