|
|
N°107, 20 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Углеводородная "бомба"
Служба безопасности Украины ищет компромат на бывшее руководство страны
Бизнес, связанный с поставками газа на Украину и его реэкспортом в Европу, подвергнется тщательной проверке. Инициатором сыскных мероприятий выступила премьер Юлия Тимошенко, которая, очевидно, рассчитывает на политические очки от антикоррупционного пиара. А в перспективе -- и на получение контроля над нефтегазовым монополистом Украины. «Возбужден ряд уголовных дел, связанных с деятельностью посредников (компаний Eural Trans Gas и «Росукрэнерго». -- Ред.) и самого НАК «Нафтогаз Украины». Я думаю, что расследование приведет к очень серьезным должностным лицам, которые стояли за этими схемами. Деятельность в таких масштабах не могла осуществляться без санкций на высшем государственном уровне как Украины, так и Российской Федерации», -- заявил в интервью газете «Зеркало недели» глава службы безопасности Украины Александр Турчинов.
Намек на причастность к деятельности посредников не только бывшего руководства Украины, но и высших российских чиновников в его словах прозвучал не случайно. Он считается ближайшим соратником г-жи Тимошенко по партии "Батькивщина" и на должность главы СБУ, судя по всему, попал по ее протекции. А украинский премьер является одним из главных проводников антироссийского курса в новой власти. В то же время г-н Турчинов не стал уточнять, кого именно «чекисты» подозревают и в совершении каких преступлений. Правда, при этом охотно назвал сумму ущерба для украинской казны -- более миллиарда долларов.
Транзит туркменского газа, который закупает «Нафтогаз Украины» согласно пятилетнему (2002--2006 годы) договору, является одним из самых скандальных сюжетов российско-украинского газового сотрудничества. Ежегодные поставки по соглашению составляют до 36 млрд кубометров газа. Однако доставку до российско-украинской границы (по территории Узбекистана, Казахстана и России) «Нафтогаз» все годы поручал специальному посреднику, который за свои услуги получал более трети транспортируемого газа. Продажи этих 13--14 млрд кубометров, полученных в качестве оплаты, позволяли оператору транзита не только рассчитаться с владельцами газопроводов, но и получать несколько сотен миллионов долларов чистой прибыли.
Украинская сторона наличие посредника всегда объясняла некими обязательствами, связанными с доступом к транспортировке туркменского газа по территории России. В «Газпроме» до последнего времени утверждали, что не имеют к посредникам никакого отношения. И обе стороны были по-своему правы.
В 2002 году эти функции выполняла «Итера», близкая к прежнему руководству «Газпрома». Это дало повод для подозрений в том, что такой выбор оператора транзита был своеобразной платой Киева за возможность получать туркменский газ. Впрочем, хлебное место держалось за «Итерой» всего один год. В декабре 2002 года между правительствами двух стран (премьерами тогда были Михаил Касьянов и Виктор Ющенко), а также монополиями -- «Газпромом» и «Нафтогазом» -- был подписан пакет документов о сотрудничестве в газовой сфере. Они, в частности, предполагали смену оператора транзита, причем его учредителями должны были стать на паритетных началах «Газпром» и «Нафтогаз». Новый оператор должен был получить возможность реэкспорта части газа (3--5 млрд кубометров в год) в Европу, что резко увеличивало его прибыльность по сравнению с «Итерой».
Однако у зарегистрированной в Венгрии компании EuralTransGas, которая стала оператором транзита, в учредителях сначала оказались физические лица, а затем непонятные офшорные компании. «Нафтогаз» как компания к ним имел очень опосредованное отношение, а «Газпром» и вовсе не имел. Тем не менее ETG проработала в роли транзитера и реэкспортера туркменского газа два года. Вопрос о бенифициарах этой деятельности, прибыль от которой, по самым грубым оценкам, составляет 1--1,2 млрд долл., пока остается открытым. Возможно, г-н Турчинов имел в виду именно этот эпизод, сказав о бюджетных потерях, превышающих миллиард долларов.
В середине прошлого года «Газпром» и «Нафтогаз» объявили об очередной смене транзитера. На этот раз российский монополист сразу реализовал свой интерес -- дочерний Газпромбанк получил 50-процентную долю в швейцарской компании «Росукрэнерго». Вторую половину получила инвестиционная «дочка» австрийского Raiffeisenbank, которая, очевидно, представляет чьи-то интересы. Впрочем, глава СБУ утверждает: «В качестве учредителей («Росукрэнерго». -- Ред.) использовались известные, но в данной ситуации номинальные структуры. Но распределение финансовых потоков за их вывесками было более сложным и проводилось в достаточно узком кругу весьма известных как на Украине, так и в других странах лиц». Достоверная информация о бенефициарах от деятельности «Росукрэнерго» скорее всего никогда не станет публичной. Хотя зампред правления «Газпрома» Александр Медведев на брифинге оценил размер ее прибыли в сумму «не менее полумиллиарда долларов».
Бывший глава «Нафтогаза» Юрий Бойко, который активно занялся политикой и возглавил Республиканскую партию Украины, отрицает все подозрения в причастности к "Росукрэнерго". В интервью тому же еженедельнику «Зеркало недели» он назвал их «полным бредом». И добавил, что если бы за ним что-то такое числилось, «уже давно бы нашли». Намекая на то, что с момента его отставки в марте 2003 года в «Нафтогазе» идет широкомасштабная проверка. Тем не менее сейчас начнут искать еще более тщательно и пристрастно. На днях Республиканская партия заявила о начале политического преследования своего лидера со стороны премьера Юлии Тимошенко. «15 июня все силовые ведомства Украины получили распоряжение премьера провести проверку деятельности Юрия Бойко, что следует расценивать как «политический заказ», -- говорится в сообщении.
Активность г-жи Тимошенко в этой сфере объясняется все же не только желанием досадить бывшему главе «Нафтогаза» и заработать политические очки, но лишний раз показать некомпетентность и нового руководства монополии. Алексея Ивченко, который сменил г-на Бойко, связывают с оппонентами премьера в окружении Ющенко прежде всего с госсекретарем Украины (аналог главы администрации) Александром Зинченко. Тем более что в заявлении г-на Турчинова присутствовал и тонкий намек на деятельность нового руководства «Нафтогаза».
«Не исключаю, что кому-то уже сейчас приходит в голову реанимировать эти схемы в своих корыстных целях. Но я все-таки надеюсь на то, что некоторым чиновникам, находящимся на ответственных постах в руководстве страны и курирующим сферу ТЭК, хватит воли направлять миллиарды в государственный бюджет, а не на собственные офшорные счета», -- подытожил глава спецслужбы.
Политолог украинского центра «Пента» Владимир Фесенко допускает, что серия уголовных дел против компаний-посредников может быть связана с попытками передела газового рынка: «Не исключено, что Тимошенко хотела бы продвинуть в эту сферу кого-то из близких структур или бизнесменов. Подобные цели могут иметь и другие лица из представителей новой власти».
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев, Алексей ГРИВАЧ