|
|
N°140, 07 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Снова тупик
Мирные переговоры в Македонии «отброшены назад»
Мирные переговоры в македонском Охриде между представителями македонских властей и албанского меньшинства фактически зашли в тупик. Несмотря на оптимистические заявления верховного представителя Евросоюза по внешней политике и обороне Хавьера Соланы, еще в воскресенье заверявшего всех, что в переговорном процессе достигнут прорыв, итоговая резолюция вчера так и не увидела свет. Вечером македонская сторона выдвинула некие новые требования. По неофициальной информации, главное из них -- предоставление гарантий того, что боевики ОНА (Освободительная национальная армия) согласятся выполнять мирные соглашения. Один из полевых командиров ОНА заявил вчера AFP, что «процесс добровольного разоружения начнется, но только одновременно с выполнением наших требований». По мнению одного западного дипломата, теперь «переговорный процесс отброшен назад». «Нам потребуется дополнительное время. Может день или два, вряд ли больше...» -- заявил спецпредставитель ЕС на переговорах Франсуа Леотар.
Пока главным успехом можно считать достижение компромисса по вопросу дополнительного набора в македонскую полицию этнических албанцев. Решено, что в период с 2002 по 2003 год их доля в составе полицейских сил Македонии увеличится с 5% до 23%. Однако для бывших боевиков из ОНА доступ в полицию закрыт. При этом полиция останется под контролем министра внутренних дел. Эта договоренность дает «зеленый свет» другому достигнутому прежде компромиссу -- по вопросу албанского языка. Ранее сторонам удалось договориться, что албанский язык будет использоваться как официальный в местах компактного проживания албанцев (не менее 20%), однако вступление этого условия в силу представители албанцев увязывали с решением «полицейского» вопроса. Впрочем, на урегулирование оставшихся более мелких вопросов переговорщикам, по мнению ряда наблюдателей, все равно потребуется еще минимум пара дней.
Силы НАТО тем временем объявляют о готовности начать операцию под кодовым названием «Ценный урожай». Миротворцам предстоит заняться сбором оружия, которое албанские боевики, возможно, согласятся добровольно сдать. Первые группы натовцев могут высадиться в Македонии уже через 48 часов после отдачи приказа, остальные -- в течение двух недель. Впрочем, для начала операции необходимо не только заключение сторонами окончательного соглашения о прекращении огня, урегулирование болевых вопросов в межэтнических отношениях, но и желание самих боевиков добровольно разоружиться. Руководство боевиков же, официально выведенное за рамки переговорного процесса (хотя западные эмиссары и представители албанских партий находятся с ними в контакте), настроено пессимистично. В интервью AP один из боевиков заявил, что сепаратисты не признают достигнутых договоренностей и настаивают на созыве «широкой международной конференции». Вопросы остаются и у НАТО. «Для ввода натовского контингента в Македонию необходимо согласовать детали жизнеобеспечения сил Альянса и утвердить их статус в стране», -- заявил газете «Время новостей» представитель пресс-службы НАТО Роберт Пшчель.
На завтра намечено заседание высшего политического органа НАТО -- Североатлантического совета. Как ожидается, именно на нем Альянс и примет принципиальное решение по всем этим вопросам. Маловероятно, что к этому моменту долгожданный мирный план будет согласован и подписан, -- так что ожидать скорого ввода миротворческого контингента не стоит. А если учесть еще и пессимистические прогнозы наблюдателей, что даже в случае подписания резолюции парламент Македонии вряд ли ее быстро одобрит (там тоже хватает противников уступок албанцам), то вопрос переброски войск становится еще более туманным.
Тем не менее, по некоторой информации, НАТО в конфиденциальном порядке запросило у правительства Югославии разрешения на создание перевалочных и военно-транспортных пунктов в городах Нови-Сад и Ниш на случай обострения обстановки в Македонии. Впрочем, наши собеседники в штаб-квартире Альянса это не подтвердили, ограничившись загадочной фразой: «Эта информация нам известна. Но она касается не НАТО, а лишь одного из 19 его членов -- США».
Екатерина ЛАБЕЦКАЯ