|
|
N°107, 20 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Такие рукописи не горят
Личный секретарь Иоанна Павла II объяснил, почему не уничтожены личные бумаги понтифика
Человек, который однажды приобрел всемирную известность, уже никак не может в полной мере распорядиться собственным наследством. Именно так произошло с завещанием Папы Римского Иоанна Павла II. Личный секретарь понтифика Станислав Дзивиш отказался выполнить последнюю волю покойного и сжечь личные бумаги Папы. Примечательно, что этот приближенный Иоанна Павла II не постеснялся сообщить о своем решении уже вскоре после смерти предыдущего главы Ватикана, однако теперь, когда его назначили служить в Краков, ему пришлось объяснять свой поступок еще и полякам, которые по понятным причинам весьма трепетно относятся к памяти своего знаменитого земляка. «Иоанн Павел II дал мне свободу решать судьбу его личных бумаг, -- заявил он недавно в интервью польской «Газете выборчей». -- Личные записи понтифика представляют величайшую ценность. Ответственность за решение, что сохранять, а что уничтожить, лежит на мне, а я не вижу оснований сжигать что-либо из этих бумаг. Они принадлежат церкви и всему обществу. Ни одна запись не была сожжена и никогда не будет. Мы должны донести до будущих поколений каждую фразу, написанную Иоанном Павлом II».
Судя по всему, это объяснение вполне удовлетворило католическую паству в Польше. Тем более что и слово Дзивиша имеет в этой стране немалый вес. При жизни Иоанна Павла II Станислава Дзивиша называли главой неформального польского кабинета Папы. Он сблизился с Каролем Войтылой еще в Кракове в середине 60-х годов. В 1966 году он стал личным секретарем тогда еще архиепископа Краковского. И затем в Риме Станислав Дзивиш практически контролировал доступ к понтифику и даже спал в комнате, примыкающей к палатам, в которых жил Папа. Как утверждают, с его мнением должны были считаться прелаты самого высокого ранга, даже такие, как кардинал Йозеф Ратцингер, ставший после смерти Иоанна Павла II главой Римско-католической церкви.
Огромное уважение и влияние в римской курии сохранилось у Станислава Дзивиша и после кончины понтифика. Совсем недавно Святой престол опубликовал указ Папы Бенедикта XVI, согласно которому 66-летний Дзивиш был назначен новым главой Краковского архидиоцеза. Проще говоря, он занял в Кракове ту самую кафедру, которую до 1978 года занимал Кароль Войтыла. 66-летний Дзивиш сменил на этом посту 78-летнего кардинала Франчишека Махарского, который три года назад подавал Иоанну Павлу II прошение об отставке, однако остался по просьбе понтифика.
Особый статус архиепископа и доверие, которым он пользовался у Иоанна Павла II, сделали Станислава Дзивиша фактически ближайшим духовным наследником понтифика. Вероятно, поэтому ни у кого из иерархов Римско-католической церкви не вызвало нареканий и нарушение завещания. Тем более что доступ к личным записям Кароля Войтылы сильно облегчит работу комиссии по беатификации, которая должна как можно подробнее изучить жизнь и деяния кандидата в блаженные. Официальная кампания по сбору материалов началась ровно три недели назад, после того, как официальный печатный орган Ватикана Osservatore romano опубликовал эдикт Бенедикта XVI, в котором понтифик просит людей, ставших свидетелями совершенных Иоанном Павлом II чудес, сообщить о них в Ватикан, а также передать его рукописи и другие документальные свидетельства его жизни.
Сейчас записные книжки и личные бумаги Иоанна Павла II хранятся в Риме, как и частная переписка понтифика, подборка вырезок из прессы за 26 лет его понтификата и примерно 20 тыс. книг о покойном Папе и его правлении. Архиепископ Станислав Дзивиш предполагает, что часть записей Иоанна Павла II должна быть впоследствии опубликована. Кроме того, за многие годы, проведенные вместе с понтификом, Станислав Дзивиш написал 27 томов дневника, в котором фиксировал все события, связанные с Иоанном Павлом II. Прелат высказал надежду, что и его дневники могут быть полезны историкам, изучающим наследие Папы, и также могут быть изданы для всех желающих.
Кирилл ВАСИЛЕНКО