Время новостей
     N°107, 20 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.06.2005
Связь с "Огоньком"
«Телекоминвест» пробует себя в качестве журнального оператора
Распределение убыточных, но именитых и имеющих многолетнюю историю российских изданий между лояльными нынешней власти корпорациями продолжается. В конце минувшей недели непрофильным активом обзавелся питерский телекоммуникационный холдинг «Телекоминвест», выкупивший у издательского дома «ОВА-Пресс» журнал «Огонек». В отличие от недавней смены собственника «Известий», перешедших от интерросовского «Проф-Медиа» в «Газпром-Медиа», эта сделка для газетно-журнального рынка была достаточно неожиданной. Дело в том, что в структуре «Телекоминвеста», созданного в 1994 году и специализирующегося на IT-технологиях, нет структуры, которая занималось бы выпуском более серьезной периодики, нежели телефонные справочники. Да и повышенного интереса к медийным рынкам телекоммуникационная компания, владеющая, в частности, сотовым оператором «Мегафон», не проявляла. Теперь же она готовится создать новый издательский дом, куда и войдет свежекупленный «Огонек».

59% акций холдинга принадлежит люксембургской компании First National Holding, 26% -- шведско-финскому консорциуму TeliaSonera, 15% -- ОАО «Северо-Западный телеком». Что заставило руководителей компании вложить немалые средства -- а неофициально называется сумма в 3,5 млн долл. -- в покупку фактически лишь одного бренда, неясно. Гремевший в годы перестройки на всю страну «Огонек» за последнее десятилетие сменил нескольких собственников и инвесторов, которые особо и не пытались возродить журнал и вернуть ему былую славу и аудиторию.

Единственное объяснение, которым пока поделился генеральный директор «Телекоминвеста» Максим Горохов, носило "общекультурный" характер. «Проект привлек нас возможностью внести собственный вклад в сохранение лучших традиций культуры и российской журналистики», -- заявил он вскоре после того, как было объявлено о завершении сделки. Продавшие же журнал руководители компании Russian Media Ventures, которой принадлежит ИД «ОВА-Пресс», настаивают на том, что руководствовались исключительно соображениями коммерческой выгоды. «Огонек» был приобретен нами летом 2003 года. За два года мы повысили его капитализацию и, получив серьезное предложение от серьезной компании, согласились на него», -- сказали в пресс-службе Russian Media Ventures. Примечательно, что на это предложение в компании согласились в разгар затеянной последним главным редактором «Огонька» Владом Вдовиным «перезагрузки» -- кардинальной смены макета и форм подачи материала, призванной повысить рекламную привлекательность журнала. Теперь же очевидно, что потраченные на это средства выброшены впустую -- уже объявлено, что издание опять возглавит Виктор Лошак, успевший пообещать, что «Огонек» больше не будет журналом для молодых и богатых».

«Последняя концепция «Огонька», которая была предложена, неработающая. И от нее придется отказаться», -- объяснил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Лошак, возглавлявший журнал с октября 2003-го по ноябрь 2004 года, но оставивший свой пост после того, как владельцы попытались «омолодить» издание, наполнив его страницы обилием картинок и фотографий знаменитостей. Правда, новой концепцией, которая призвана соответствовать как читательским запросам, так и надеждам собственников, он еще не готов поделиться. Разве что в общих чертах. По словам г-на Лошака, журнал будет «для молодых» и «будет ближе к своей традиции». «Огонек всегда был изданием general interest -- общего интереса, и им же, по-видимому, и останется, -- сказал он. -- И пытаться сделать из него что-то иное не получится».

Впрочем, сейчас г-н Лошак озабочен не концепцией, а чисто организаторскими мероприятиями. «Я сейчас не главный редактор, а руководитель проекта, -- объяснил он корреспонденту «Времени новостей». -- Журналом я сейчас не занимаюсь и не хотел бы заниматься в ближайшие недели, пока не организован издательский дом, то есть та структура, куда можно будет «имплантировать» «Огонек». Виктор Лошак пояснил, что в его задачу входит создание всей структуры будущего издательского дома. По его мнению, «на решение этих задач уйдет порядка двух-трех месяцев, и все это время «Огонек» будет выходить по-прежнему в «ОВА-Пресс», которое в данном случае уже будет просто предоставлять свои мощности для его выпуска новому владельцу бренда». Пока издательский дом в «Телекоминвесте» создается только под «Огонек», но г-н Лошак не исключил впоследствии и расширение числа изданий. Правда, издательские амбиции новых собственников он отказался комментировать, однако заверил, что сейчас между ним и представителями холдинга существует «полное взаимопонимание».

Ирина БЕЛАШЕВА