|
|
N°106, 17 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Головная боль потомков Троцкого
Внуку революционера предлагают купить легендарный ледоруб
История порой позволяет себе удивительные по циничности усмешки в адрес вождей мирового пролетариата, устроивших в России в 1917-м государственный переворот, вылившийся в многолетнее кровопролитие. Легендарный ледоруб, которым в августе 1940-го агентом НКВД Рамоном Меркадером был убит непримиримый борец с частнособственническими инстинктами и идеолог военного коммунизма Лев Троцкий, может в ближайшее время стать объектом купли-продажи. Во всяком случае мексиканка Анна Алисия Салас, нынешняя владелица этого предмета, сохранившего на себе пролитые почти 65 лет назад частицы крови, не скрывает желания поправить свое материальное благополучие, конвертировав в твердую валюту довольно оригинальное орудие борьбы состоявшегося диктатора Сталина с потенциальным диктатором Троцким. «Я надеюсь на финансовое вознаграждение. Ведь такая историческая вещь должна же чего-нибудь стоить, не так ли?» -- заявила она журналистам из британской газеты The Guardian после того, как поведала им о том, что считавшийся пропавшим ледоруб на самом деле все эти годы хранился в ее семье.
Обычный ледоруб, который 20 августа 1940 года использовал совсем не по прямому назначению втершийся в доверие к пытавшемуся укрыться от длинных рук НКВД в далеком Мехико Троцкому коммунист Меркадер, до недавнего времени казался потерянным для истории. Устойчивое выражение «ледоруб Троцкого» за 65 лет прочно закрепилось в нескольких языках, попало даже в толковые словари и музыкальные чарты (именно так называлась одна из довольно известных американских панк-групп 80-х годов прошлого века), а сам предмет отсутствовал. Уникальный вещдок пропал из полиции уже после того, как Меркадера осудили. Как теперь утверждает г-жа Салас, ледоруб взял себе ее отец Альфредо Салас, служивший в 40-е годы в полиции Мехико в чине капитана. Взял, по словам дочери, естественно, из самых благих побуждений -- дабы сохранить его для истории, для справедливых потомков. Однако, видимо, сохранением капитан занимался столь тщательно, что при жизни своей раскрывать тайну не стал. Дочь же офицера решила распорядиться доставшимся ей наследством совсем не по-коммунистически.
Впрочем, перед тем, как обогатиться на продаже легендарного ледоруба, Анне Алисии Салас придется сначала доказать, что сохранившаяся на нем кровь принадлежит именно Льву Троцкому. Помочь ей в этом может только оставшийся жить в Мексике внук революционера Всеволод Волков. Вот только участвовать в процессе конвертации памяти о деде в наличные тот не хочет. По сообщению газеты The Guardian, Эстебан Волков (именно под этим именем живет скромный мексиканский пенсионер, не отличающийся революционными нравами и проработавший всю жизнь химиком в фармацевтической компании) согласился сдать свою ДНК для анализа и сопоставления с биологическими материалами на ледорубе. Однако он при этом требует, чтобы г-жа Салас безвозмездно передала находку в Дом-музей Троцкого в Мехико, который Волков старается поддерживать по мере сил.
Именно в этом доме жил с дедом и его женой Натальей Седовой приехавший в Мексику в 1939-м 13-летний Сева Волков. Вместе с ними он пережил первое покушение в мае 1940-го, когда группа мексиканских коммунистов под командованием воинствующего художника Альваро Сикейроса, выполняя, современным языком говоря, заказ Сталина, из автоматов расстреляла дом Троцкого. Все трое остались живы и даже не ранены по случайности -- лишь подросток Сева здорово ударился ногой, ныряя под кровать. Сейчас он любит рассказывать об этом посетителям музея, показывая те самые кровати и сохранившиеся на двери и стенах следы от более чем 200 выпущенных пуль. В год Музей Троцкого в пригороде Мехико посещает около 24 тыс. туристов, и, безусловно, появление нового экспоната, да еще столь основополагающего для этого музея, могло бы увеличить поток посетителей. К тому же до «круглой даты» -- 65-летия со дня убийства Льва Троцкого -- осталось чуть более двух месяцев.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ