|
|
N°106, 17 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Франция поддержала своих
Российские двигателестроители радуются за коллег и за себя
Министр транспорта Франции Доминик Пербен подписал протокол о выделении государственного финансирования компании Snecma на совместную с Россией разработку двигателя SaM-146 для проектируемого в нашей стране регионального самолета RRJ. Церемония подписания состоялась в среду в рамках проходящего в эти дни под Парижем международного авиасалона «Ле-Бурже-2005». Приглашенные на нее российские партнеры проекта были довольны почти так же, как если бы французские бюджетные деньги предназначались непосредственно им.
Двигатель SaM-146 -- это совместная разработка рыбинского НПО «Сатурн» и компании Snecma. (В начале этого года Snecma объединилась с французской компанией Sagem, образовав группу Safran, под маркой которой теперь и выступает. Однако в кругах двигателестроителей она пока больше известна под старым названием.) Двигатель предназначен для установки на самолет RRJ, проектированием которого занимается Авиационная холдинговая корпорация (АХК) «Сухой».
Протокол, подписанный министром Пербеном с президентом Snecma Марком Вантром, предусматривает выплату компании 120 млн евро. Это возвратное госфинансирование, но не кредит. Как пояснил «Времени новостей» глава российского отделения Snecma Константин Давыдофф, компания обязуется вернуть эти деньги в виде отчислений от продажи готовых моторов. Конечный срок возврата суммы не установлен.
По словам г-на Вантра, государственная помощь покроет 20--25% затрат Snecma на ее половину программы SaM-146 (разработка финансируется французской компанией и «Сатурном» на паритетной основе). Намерение выделить эти деньги французское правительство официально высказало осенью прошлого года. Тогда, правда, речь шла о сумме в 200 млн евро. Г-н Давыдофф заявил «Времени новостей», что подобные сокращения размеров субсидий в процессе их утверждения -- обычная во Франции практика, и никакого негативного влияния на ход проекта оказать не может. Сам же факт предоставления поддержки, по его словам, укрепляет доверие коммерческих кредиторов к проекту, так как государство фактически берет на себя часть связанного с ним финансового риска.
Приглашенный на подписание протокола генеральный директор АХК «Сухой» Михаил Погосян также весьма одобрительно отозвался о шаге французского правительства, заявив «Времени новостей», что хотя российским компаниям эти деньги не достаются, но совместный проект в целом, безусловно, укрепят.
Оказавшийся тут же генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов прямо указал, что российскому правительству следовало бы взять пример с французского в плане поддержки отечественного авиастроения. «Аэрофлот» сейчас проводит конкурс на закупку 50 региональных самолетов, и разработчики RRJ надеются, что победа достанется их машине. Правда, от ответа на вопрос, когда же «Аэрофлот» подпишет договор на покупку RRJ, г-н Окулов уклонился.
Наконец, генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин сказал «Времени новостей», что переговоры с российским правительством о предоставлении аналогичной финансовой поддержки нашей части проекта SaM-146 привели к удовлетворительному для двигателестроителей результату. Г-н Ласточкин счел преждевременным комментировать суть этого результата до тех пор, пока правительство само не объявит свое решение. По сведениям «Времени новостей», «Сатурн» добивается от российской казны несколько большего, чем Snecma смогла получить от французской. Рыбинские моторостроители хотели бы, чтобы бюджет профинансировал 40% стоимости российской части разработки.
Михаил КУКУШКИН, Ле-Бурже