Время новостей
     N°139, 06 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.08.2001
Год артхауса
Премьерой «Вместе» проект «35» отметил свой юбилей
В минувший четверг в кинотеатре «35 ММ» состоялась премьера «Вместе», второго фильма одного из самых многообещающих европейских режиссеров Лукаса Мудиссона. Так проект «35» отметил свою годовщину.

Главный итог года хорошего кино в крошечном зальчике на Покровке -- то, что слово «артхаус» наконец-то вошло в русский язык; по крайней мере редакторы больше не вымарывают его из моих статей. Несмотря на то что «артхаус» обозначает кино альтернативное, нестандартное и не рассчитанное на широкий прокат, термин этот относится к сфере кинобизнеса (в отличие, скажем, от термина «авторское кино», числящегося по ведомству киноэстетики). Само понятие артхаусных прокатных сетей возникло в США в 70-е годы, когда стало понятно, что на сверхдешевых фильмах бунтарей-одиночек можно в принципе неплохо заработать. Интересно, что одним из первых примеров такого рода стал коммерческий успех сюрреалистического дебюта Дэвида Линча «Голова-ластик» (1977), выпущенного в небольших кинотеатрах продюсером и прокатчиком Беном Баренхольцем.

В России, конечно, никакой артхаусной прокатной сети пока нет -- есть две-три дистрибьюторские компании, закупающие права на неголливудское кино, и два-три кинотеатра, предоставляющих этим фильмам площадку. Но уже сейчас можно сказать, что в прокате в принципе образовалась ниша для фильмов, непохожих на голливудский мейнстрим. В крупных городах они с легкостью находят своего зрителя и окупают затраченные на покупку средства (к слову, сравнительно небольшие).

Артхаус по необходимости эклектичен, так как формируют его не жесткие каноны стиля или направления, а динамичная реальность кинобизнеса. Сегодня в России артхаус -- это фильмы американских «независимых» («Генри Фул» Хэла Хартли, «Девственницы-самоубийцы» Софии Копполы, «Безумный Сесил Б.» Джона Уотерса), ведущих режиссеров европейского кино (среди них, впрочем, попадаются представители самого отъявленного мейнстрима, вроде Ролана Джоффе со своим «Вателем», которые становятся у нас артхаусом только потому, что российский массовый зритель на европейское кино реагирует прохладно) и режиссеров с экзотического Востока, создающих как авторское (фильмы Такеши Китано), так и коммерческое (южнокорейские боевики) кино.

Только что вышедший в московский прокат фильм «Вместе» -- трогательная и забавная история об обитателях хипповской коммуны середины 70-х -- относится к самой симпатичной разновидности артхауса, которую снимают молодые европейские (и не только) режиссеры. Они покончили с диктатурой стиля и программного занудства, характерной для классического авторского кино, и в своем творчестве идут на штурм той невидимой преграды, что отделяет зрителя от экрана. Их цель -- сделать кино не больше, чем жизнь, а чуточку ближе к ней, покончить с нелепым культом кинематографических цитат и аллюзий и уравнять кино в правах с первой реальностью. «Вместе» Лукаса Мудиссона, «Сука-любовь» Алехандро Гонсалеса Инарриту, «Принцесса и воин» Тома Тыквера -- таково лицо нового артхауса, который, слава богу, стал доступен и нашим зрителям.

Алексей МЕДВЕДЕВ