|
|
N°139, 06 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черепахи и монахи
Венецианская биеннале пользуется успехом у принцесс и воров
Венецианская полиция задержала человека, замеченного поздним вечером на улице с гигантской черепахой под мышкой. Его увидел некий законопослушный венецианец, проследил до гостиницы (турист, значит) и вызвал карабинеров. Черепаха оказалась произведением искусства -- одной из тысячи двухсот пластмассовых позолоченных пресмыкающихся, созданных художниками группы Cracking Art Group и расставленных по всей территории садов Джардини, где проходит 49-я Международная художественная выставка в рамках Венецианской биеннале.
Честно говоря, украсть симпатичную черепаху хочется, наверное, каждому посетителю. Расставленные рядами, словно слоники на пианино, они прикреплены к земле болтами. Но отодрать их нетрудно. Вот и отдирают. За два месяца, прошедшие со дня открытия выставки, это уже второй случай черепашьего киднепинга.
Впрочем, крадут черепах скорее не выкупа ради, а просто как сувениры. Нынешняя Венецианская биеннале пользуется небывалым прежде успехом. Ее посещает от полутора до двух тысяч человек в день. В итальянском рейтинге посещаемости выставок она на втором месте, уступая лишь экспозиции Караваджо в Палаццо ди Венеция в Риме (оно и понятно: классическое искусство всегда привлекало публику больше, чем современное). Если так пойдет и дальше (биеннале открыта до начала ноября), то в общей сложности ее посетит около 250 тысяч человек, что сопоставимо если не с кино, то уж с театрами и концертами точно.
Среди посетителей не только специалисты в области современного искусства, традиционно приезжающие в Венецию со всего мира, но и довольно неожиданная для подобных мероприятий публика. Например, бельгийская принцесса Астрид (кстати, все-таки искусствовед по образованию), которой на биеннале почему-то больше всего понравились минималистические объекты Ричарда Серры (гигантские спирали из ржавого железа). А принцессе Савойской Марии Габриелле -- работы бразильца Федерико Эрреро и экспозиция в русском павильоне! Правда, что именно -- тетеньки в шубах и меховых шапках на снимках Ольги Чернышевой или кланяющиеся черные монахи-роботы, инсталлированные Сергеем Шутовым, -- не уточняется. Кстати, о монахах. Несмотря на дурные предчувствия -- что сделанные наспех механизмы, которые приводят роботов в движение, быстро сломаются, и к концу биеннале инсталляция вообще перестанет работать, -- монахи кланяются и поныне. Благодаря итальянскому слесарю, который регулярно заходит в русский павильон.
Николай МОЛОК