|
|
N°105, 16 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долгая дорога к морю
Поезда через Абхазию тормозят грузинские беженцы
Россия и Грузия заинтересованы в восстановлении сквозного железнодорожного движения по 196-километровому абхазскому участку. Вчера эту проблему обсуждали в Москве при участии ООН. Переговоры на эту тему параллельно прошли в Тбилиси в рамках 41-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств--участников СНГ.
Грузия по-прежнему увязывает восстановление движения поездов с обеспечением безопасности стихийно вернувшихся в Гальский район Абхазии грузинских беженцев. В интервью «Времени новостей» руководитель администрации президента непризнанной республики Абхазия Валерий Аршба уточнил, что число вернувшихся перевалило за 50 тысяч. Иными словами, в самый грузинский регион Абхазии вернулось больше половины живших там до грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992--1993 годов.
В Сухуми утверждают, что сотрудничество в восстановлении железной дороги может стимулировать политическое урегулирование. Открывая тбилисский форум железнодорожников, премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели сообщил, что теперь руководство его страны приветствует восстановление абхазского участка дороги. В то же время он просил избегать излишней эйфории. «В первую очередь обеспечение безопасности беженцев», -- подчеркнул премьер.
Руководитель «Российских железных дорог» Геннадий Фадеев, получивший после переговоров в Тбилиси официальное уведомление о собственной отставке, считает, что на восстановление дороги потребуется примерно 100 млн долл. Он заметил, что "если в проект будет внесен и мост через Ингури, то цена, естественно, возрастет". По мнению г-на Фадеева, в случае принятия политического решения подключиться к восстановлению дороги должны и другие страны региона. Более всего в такой связи с Россией заинтересована Армения, и армянские власти не раз заявляли, что готовы внести свой вклад.
Высокопоставленный источник «ВН» в штабе Группы российских войск в Закавказье предположил, что стимулировать решение по открытию абхазского участка железнодорожной магистрали может вывод российских баз из Грузии, который планируется завершить в течение 2008 года. Россия сохранит за собой базу в Армении, куда отправят часть вооружения из Грузии. "Связь с этой базой в Гюмри по воздуху обходится очень дорого", -- отметил наш собеседник. Примечательно, что обсуждение восстановления абхазского участка оживилось в начале июня, когда в Тбилиси на встречу премьеров СНГ прибыл глава российского кабинета Михаил Фрадков. Наши источники в Тбилиси полагают, что открытие железной дороги через Абхазию могло стать условием вывода российских военных баз.
Как рассказал "Времени новостей" Валерий Аршба, сейчас между Сочи и Сухуми курсирует электричка, запущенная как коммерческий проект в сентябре 2004 года вопреки протестам Грузии. Билет до Адлера стоит 150 руб. Чтобы попасть по рельсам в Москву, абхазцам надо заплатить еще 2 тыс. руб. Абхазские вагоны цепляют к скорому поезду Адлер--Москва. Участок полотна от границы с Россией до Очамчиры вполне сносный. Им, кстати, регулярно пользуются российские миротворцы.
В Сухуми считают целесообразным привлечь для восстановления сообщения через Абхазию железнодорожные войска России. «Что касается безопасности, то на нашем участке мы ее обеспечим собственными силами», -- заверил "ВН" Валерий Аршба. По его словам, восстановление железной дороги выгодно грузинам Гальского района для связи с западной Грузией. «Мы можем в этом случае поставить вопрос открытия морского сообщения между Абхазией и Турцией, где проживает наша крупнейшая диаспора», -- говорит г-н Аршба.
Геннадий Фадеев и его грузинский коллега Давид Онопришвили также обсудили работу паромной переправы между портами Поти (Грузия) и Кавказ (Россия). Стороны договорились, что Грузия не будет платить за простой в Поти иностранных вагонов, которые дожидаются прибытия парома из российского порта. «Кроме того, -- сообщил г-н Онопришвили, -- мы пришли к договоренности о сокращении задолженности грузинских железных дорог перед российскими партнерами с 15 до 8 млн швейцарских франков».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси