Время новостей
     N°105, 16 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2005
Короткая память
Чеченский правозащитник обвинил коллег из "Мемориала" в работе по заказу Запада
Официальный чеченский омбудсмен Лема Хасуев вчера публично отмежевался от своих коллег -- независимых правозащитников и обвинил их в очернительстве своей республики. Заявление, которое он сделал на совещании в Госсовете Чечни, не удивило бы, если бы прозвучало, например, из уст представителя ФСБ. Однако даже состоящие на российской госслужбе блюстители прав человека и гуманитарных традиций ранее не позволяли себе обвинять такую авторитетную неправительственную организацию, как «Мемориал», в том, что ее «единственная цель отработать полученную от западных структур мзду». «У «Мемориала» принцип «чем хуже в Чечне, тем лучше для «Мемориала», утверждал вчера г-н Хасуев, обещая землякам больше с активистами этой организации «не взаимодействовать».

Заявление юриста Лемы Хасуева, который в сентябре 2004 года был назначен на должность уполномоченного по правам человека в республике и уже успел в этом качестве побывать в составе чеченской делегации в Страсбурге, стало полной неожиданностью для всех независимых правозащитников, работающих в Чечне. Упрек в существовании «на западные деньги» является дежурным аргументом представителей силовых структур. К тому же, как утверждают в самом «Мемориале», «взаимодействие» с Хасуевым за все время его пребывания в должности было бесконфликтным и «вполне рабочим». «Мы посылали запросы, он отвечал, и никаких разногласий у нас не было, просто ума не приложим, почему он вдруг выступил против нас», -- сказали «Времени новостей» в правозащитном центре.

Светлана Ганушкина, руководитель сети «Миграция и право» о проекте «Мемориала», который непосредственно связан с Чечней и Лемой Хасуевым, высказалась гораздо жестче. «Лема Хасуев поступил бессовестно», -- заявила она. Известную правозащитницу больше всего возмутил тот факт, что против «Мемориала» выступил именно Хасуев, который, по ее мнению, обязан центру не только своим политическим капиталом, но личной безопасностью. «В 1999 году, когда началась вторая военная кампания, Лема Хасуев был среди тех чеченцев, которые бежали в Москву, и, как и многие, не избежал подозрений в пособничестве террористам, -- рассказала г-жа Ганушкина корреспонденту «Времени новостей». -- Именно «Мемориал» выдал ему тогда своего рода «охранную грамоту» -- справку на бланке нашей организации, где мы писали, что поручаемся за него. Мы такие справки тогда выдавали тем чеченцам, с кем работали, кого проверяли и знали, чтобы помочь им избежать преследований. Он потом везде и всем показывал эту справку: и милиционерам на улице, и парламентариям Совета Европы в Страсбурге. И эту «охранную грамоту» он в буквальном смысле получил из моих рук».

Г-жа Ганушкина оставила при себе версии, по которым Хасуеву вдруг понадобилось дискредитировать своих бывших покровителей и нынешних коллег, отказавшись делиться ими с корреспондентом «Времени новостей». Однако она подчеркнула, что в отличие от омбудсмена президент Чеченской Республики Алу Алханов до сих пор был благодарен «Мемориалу» за его работу в Чечне. «6 апреля в СМИ он публично поблагодарил правозащитников за работу, а 29 апреля мы с ним лично встречались, -- рассказала она. -- Это была конструктивная и очень дружеская встреча».

Ирина БЕЛАШЕВА