|
|
N°105, 16 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мрачная картина реституции
Немецкие чиновники тянутся к российским запасникам
В Германии на днях вновь заговорили о возвращении «трофейного искусства», вывезенного в СССР в первые послевоенные годы. Однако на этот раз имела место не только изрядная порция критики в адрес России, но также и самокритика. Согласно оценкам ведомства госминистра культуры ФРГ Кристины Вайсс, проблема возврата предметов культуры и искусства, а также уровень контактов по данному вопросу с российскими властями являют собой, «мрачную картину».
Вольфганг Маурус, начальник управления, курирующего этот вопрос, выступая в берлинской Академии искусств, сообщил, что, по последним данным, в Россию из Германии вывезли около 1 млн картин и свыше 4,5 млн книг. Значительные потери понесло собрание академии, о чем свидетельствует обширная документация. Часть исчезнувших культурных ценностей немцы перевезли в замки Силезии. А в конце войны с этой территории, перешедшей к Польше, они, как утверждается, были вывезены в Москву. Президент Академии искусств Адольф Мушг утверждает, что почти три четверти довоенного собрания до сих пор не найдено. В собрании академии недостает гравюр Готфрида Шадова. Среди утраченных произведений числятся и проекты памятника Фридриху Великому конца XVIII века, а также памятника Мартину Лютеру, автором которого был выдающийся немецкий архитектор Фридрих Шинкель.
По словам г-на Мауруса, решение вопроса о розыске и реституции «трофейного искусства» возможно, если «Россия также будет двигаться в этом направлении». «Иначе в русских музеях будут находиться предметы искусства, которые им не принадлежат», -- добавил Вольфганг Маурус. Чиновник германского минкульта считает, что российская сторона ведет себя не так, как следовало бы вести себя другу и партнеру. После 1989 года между Германией и Россией были подписаны договоры о взаимной реституции, составленные в соответствии с нормами международного права. Однако теперь, как отмечает г-н Маурус, «Россия не видит возможности выполнять взятые на себя обязательства».
Российским экспертам предоставлены все возможности поисков на территории Германии утраченных предметов искусства, считает германская сторона. В самой же России, по словам г-на Мауруса, еще со времен войны хранятся ящики с немецким культурным достоянием, которые никогда не открывались и доступ к которым для немецких специалистов закрыт. В ближайшее время, как сообщил директор архива Академии искусств Вольфганг Траутвайн, в Интернете появится перечень культурных ценностей, исчезнувших из хранилищ академии. Там же будут приведены сведения о местонахождении каждого предмета.
Юрий ШПАКОВ, Берлин