|
|
N°105, 16 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Брюссельский винегрет
Бюджет и конституция взбаламутили Евросоюз
Сегодня в Брюсселе начинается очередной двухдневный саммит Евросоюза. «Это ключевой саммит для будущего ЕС», -- не скрывали вчера своей озабоченности опрошенные корреспондентом «Времени новостей» дипломаты стран Евросоюза, аккредитованные в Москве. На нем будет рассмотрена ратификация европейской конституции и структура бюджета ЕС на 2007--2013 годы. Оба вопроса оказывают определяющее воздействие на будущее ЕС, однако способы их решения пока не определены.
После провала референдумов по ратификации конституции ЕС во Франции и Нидерландах монолитное здание Евросоюза заколебалось, и участникам брюссельской встречи в верхах предстоит разрешить острейший в истории организации кризис. Саммит дает возможность принять общее решение о целесообразности дальнейшей ратификации конституции. Чтобы основной закон Европы вступил в силу, необходима его ратификация всеми 25 членами ЕС. Конституцию одобрили всего десять стран, две категорически отвергли, при этом скептицизм и уныние по поводу будущего этого документа все шире распространяются в странах, которым предстоит определить свое отношение к проекту.
Поначалу руководство ЕС по инерции настаивало на продолжении процесса ратификации евроконституции. Однако вчера председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу все же призвал «проявить осмотрительность» и «взять паузу» в референдумах, дабы избежать возможного провала евроконституции в других странах. «Взять несколько месяцев передышки для размышления» предложил вчера и британский премьер Тони Блэр. Несколько стран накануне саммита внесли идею отложить на год -- до 1 ноября 2007 года -- крайнюю дату принятия конституции ЕС. Это позволило бы провести во Франции и Нидерландах повторные референдумы.
«Процесс дальнейшей ратификации евроконституции скорее всего будет приостановлен», -- сказал «ВН» глава Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Гутник. По его мнению, текст конституции в течение 6--9 месяцев будет дорабатываться, и усовершенствованный вариант предложат вновь для ратификации в середине следующего года. «По вопросу конституции в Брюсселе договориться удастся», -- уверен Владимир Гутник.
А вот по рамочному бюджету на 2007--2013 годы это маловероятно. «Почти уверен» в этом премьер-министр Люксембурга, председательствующего в настоящий момент в ЕС, Жан-Клод Юнкер. «Мало шансов, что удастся договориться по рамочному бюджету, существуют слишком большие разногласия, -- считает Владимир Гутник. -- Кроме того, такие вопросы обычно решаются до саммитов на двусторонних встречах». Судя по результатам завершившихся накануне саммита переговоров президента Франции Жака Ширака и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, достичь компромисса не удалось.
Без согласия между Парижем и Лондоном договоренность по евробюджету невозможна. Ширак призывал Блэра выполнить свою часть обязательств по бюджету и согласиться на пересмотр условий возвратной компенсации Великобритании, равной в этом году 4,6 млрд евро. Эту льготу за неучастие Великобритании в аграрной политике ЕС -- так называемый британский чек -- отстояла в 1984 году Маргарет Тэтчер. По словам Жан-Клода Юнкера, за уменьшение размера «британского чека» выступают все 24 государства--члена ЕС, кроме самой Великобритании. Лондон готов вести переговоры о размере этой компенсации, но только если будут уменьшены бюджетные расходы ЕС на аграрный сектор, которые в значительной части достаются фермерам Франции. Париж против пересмотра этой статьи бюджета.
«Не страшно, если в Брюсселе не утвердят рамочный бюджет, это можно будет сделать и в начале будущего года, -- говорит Владимир Гутник. -- Но если Британия не пойдет на уступки, то даст другим странам сигнал более активно бороться за преференции для себя». Сейчас 76% бюджетных расходов ЕС идут в аграрный сектор и на развитие отстающих регионов ЕС. Брюссель предлагает изменить структуру расходов, направляя больше средств на научные исследования и передовые технологии. Против этого настроены экономически менее развитые новички сообщества из Восточной Европы. Точно так же настроены и те страны, которые намерены вступить в ЕС в ближайшие годы, в этом вопросе интересы старожилов ЕС и «новобранцев» союза вошли в прямой конфликт. Упоминания о дальнейшем расширении ЕС были многозначительно изъяты из черновиков итоговой декларации саммита. Брюссельская бюрократия вынуждена признать, что одной из главных причин провала евроконституции стало недовольство жителей стран--основателей ЕС скоропалительным расширением союза.
Андрей ЗЛОБИН