|
|
N°105, 16 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стахановское движение
Правительство определит экономическое будущее России на три года
Сегодня российским министрам придется работать по-стахановски. В повестке дня заседания правительства одиннадцать вопросов, причем по первому из них -- «об основных параметрах прогноза социально-экономического развития на 2006 год и на период до 2008 года, уровня цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2006 год и основных характеристиках проекта федерального бюджета на 2006 год, перспективном финансовом плане на 2006--2008 годы» -- явно развернется масштабная дискуссия.
Во-первых, премьер-министру Михаилу Фрадкову вряд ли понравится, что вынесенный на утверждение прогноз не предусматривает выполнение задачи по удвоению ВВП. Рост ВВП по итогам этого года составит, согласно выкладкам МЭРТ, 5,6%, в 2007-м -- 5,8%, в 2008-м -- 6%. «Получается, что это недостаточные темпы для обеспечения задачи удвоения ВВП за десять лет, которую поставил президент», -- констатировал правительственный источник.
Во-вторых, не удалось прийти к единому мнению по вопросу предельного уровня повышения тарифов. Минэкономразвития оставило без изменений ранее объявленный уровень предельного повышения цен на продукцию и услуги естественных монополий в 2006--2008 годах. Предельный уровень повышения тарифов на электроэнергию в 2006 году составит 7,5%, в 2007 году -- 6,5%, а в 2008 году -- 5,5%. Уровень повышения цен на грузовые железнодорожные перевозки составит соответственно 8, 7 и 5,5%. Оптовые цены на газ предполагается повысить в 2006 году на 11%, в 2007-м -- на 8%, 2008-м -- на 7%. Однако "Газпром" с подобными предложениями не согласен. До последнего времени он настаивал на повышении тарифов на газ на 22%. При этом и среди членов правительства немало противников расчетов МЭРТ. Минпромэнерго накануне сегодняшнего заседания правительства заявило о том, что «с учетом проведенной "Газпромом" переоценки основных средств и необходимости реализации масштабных инвестиционных проектов» тарифы должны быть повышены не менее чем на 14%. Федеральная служба по тарифам полагает, что справедливый уровень тарифов еще выше -- 15--17%. На взгляд одного из правительственных чиновников, эта цифра как раз является компромиссной между желаниями монополиста и намерениями правительства. И именно этот уровень позволит добиться безубыточности поставок газа на внутренний рынок.
Тарифный вопрос важен для "Газпрома" не только с точки зрения прибыли. В рамках переговоров по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) Россия взяла на себя обязательства продавать газ на внутреннем рынке по ценам не ниже себестоимости. Нарушение этого принципа может не только осложнить жизнь "Газпрому", но и привести к осложнениям в ходе переговоров.
Однако если правительство согласится на компромисс с "Газпромом", оно тут же получит цепную реакцию: свою долю "тарифного пирога" потребует РАО "ЕЭС России", который для выработки электроэнергии сжигает огромное количество газа. Повысятся цены на электричество -- "восстанут" ЖКХ и железнодорожники. И все это вкупе поставит крест на намерениях правительства обуздать инфляцию, которая в этом году выскочила за прогнозные показатели как раз из-за повышения тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и ЖКХ.
Сверхнормативный рост инфляции может привести к неисполнению перспективного финансового плана, по меньшей мере в части повышения за три года доходов бюджетников не менее чем в 1,5 раза. (По словам источника в правительстве, в 2006 году на эти цели из бюджета планируется выделить 13,8 млрд руб., в 2007-м -- 44,1 млрд, в 2008 году -- 79,5 млрд). Инфляция попросту съест эти доходы.
Что касается основных бюджетных параметров, то доходы федерального бюджета в 2006 году составят 4,4 трлн руб. (19% от прогнозного объема ВВП), в 2007 году -- 4,6 трлн руб. (17,3% ВВП), в 2008 году -- 5,2 трлн руб. (17,6% ВВП).
Несмотря на ухудшение макроэкономических показателей, правительство продолжает держать курс на увеличение расходов. На будущий год непроцентные расходы (то есть за исключением трат на выплату внешнего долга) запланированы в объеме 3,7 трлн руб. (15,9% ВВП), в 2007 году -- 4 трлн (15,3% ВВП), в 2008 году -- 4,6 трлн (15,7% ВВП). Для сравнения: в 2003 году непроцентные расходы составили 13,5% ВВП, в 2004-м -- 12,3%. Профицит в 2006 году запланирован в объеме 500 млрд руб., в 2007 году -- 314 млрд, в 2008 году -- 350 млрд рублей.
Вера СИТНИНА