Время новостей
     N°104, 15 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.06.2005
Террористы и фашисты
Следователи не исключают, что поезд из Грозного в Подмосковье могли взорвать "античеченцы"
Прокуратура Московской области, расследующая дело о подрыве в День России у станции Узуново Павелецкого направления пассажирского поезда сообщения Грозный-Москва, вчера огласила основные версии происшедшего. Как и ожидалось, действия чеченских боевиков среди них оказались далеко не единственной и даже не главной. Среди прочего следователи полагают, что поезд могли подорвать также члены «экстремистских организаций профашистского толка», выступающие против присутствия в столице выходцев с Кавказа. Впрочем, пока эти предположения основаны только на логических выводах, и напасть на след диверсантов спецслужбам не удалось.

Вчера представители спецслужб заявили, что говорить о конкретных подозреваемых пока не приходится. По их словам, последние два дня задерживается и проверяется на причастность к взрыву достаточно много подозрительных лиц, но предметной информации о причастности кого-то к происшедшему нет. Лишь сотрудникам РОВД Серебрянопрудского района и ЛОВД станции Узуново, которых направили опрашивать дачников и искать возможных свидетелей, удалось найти предполагаемый след преступников. Они обследовали четыре дачных поселка - Яковлевское, Журавка, Теник и Измайлово, расположенные в радиусе 500-600 метров от места подрыва поезда. И несколько их обитателей рассказали сыщикам, что видели две машины, которые около 7 часов утра 12 июня (поезд был подорван в 7.01) выезжали из поселка. Одна из них, как вчера выяснилось, принадлежит одному из дачников. Разыскать же владельца другой машины пока не удалось. Более того, другие свидетелей показали, что приблизительно в это же время они заметили, как два молодых человека в темных ветровках сели в светлые "Жигули", и автомобиль направился в сторону Москвы. Между тем, сразу после ЧП машинисты взорванного состава рассказали, что видели двоих подозрительных мужчин в темном, которые ушли в лес, за которым проходит дорога. Оперативники сразу же справились об автомобиле на окрестных постах ГАИ, но похожие "Жигули" постовые в то утро не останавливали.

Также вчера эксперты пришли к выводу, что скорее всего бомба на путях была заложена не утром 12 июня, прямо перед прохождением поезда, а как минимум на несколько дней раньше. Поначалу представители спецслужб утверждали, что провода, проложенные диверсантами к бомбе из их укрытия, обязательно заметили бы обходчики, регулярно осматривающие автоматические устройства управления и систем сигнализации железной дороги. Однако, как теперь выяснилось, провода были прикопаны, и, судя по состоянию земли, с тех пор прошло достаточно длительное время. Кроме того, взрывотехники пришли к выводу, что устройство было собрано очень непрофессионально, с использованием самых примитивных знаний и материалов. «Создается ощущение, что террористы читали распечатку из Интернета, из «Поваренной книги террориста», либо намеренно собрали бомбу столь небрежно», -- отметил один из экспертов.

При осмотре места, откуда террористы привели в действие бомбу, оперативники обнаружили полиэтиленовый пакет, в котором на куске фанеры были закреплены обычная электророзетка белого цвета, тумблер и несколько батареек. Причем эта «взрывная» машинка была соединена с проводом, идущим к мине, обычным «тройником». Также с места «лежки» взрывников криминалисты изъяли окурок «Мальборо» и кусок бечевки, которые отправлены на экспертизу. Всего в рамках расследования взрыва уже назначено около десяти экспертиз: взрывотехническая, трассологическая, дактилоскопическая, биологическая и т.д.

Исходя из всего этого, оперативники логически пришли к выводу, что скорее всего террористы заранее и тщательно готовились к этой акции. А следовательно, не могли не знать, что в месте, где они заложили мину, поезда из-за поворота путей и расположенных рядом сразу нескольких «стрелок» идут с минимальной скоростью -- всего 10--15 км/час. Это может заметить каждый, кто понаблюдает за проходящими поездами хотя бы час. Поэтому, как полагают сыщики, складывается впечатление, что преступники специально не хотели устроить «большое крушение» с многочисленными жертвами, а пытались лишь наделать «много шума» с минимальными последствиями. В результате именно так и получилось. В момент аварии поезд был заполнен на 100%, но из 386 пассажиров за медпомощью обратились лишь 45 человек. Серьезные травмы получили пятеро, в том числе двое детей (один обварился кипятком, другой сломал при падении лодыжку). Причем ко вчерашнему утру в больницах оставалось уже трое пострадавших. К тому же оперативники напомнили, что именная такая тактика -- наделать много шума без особых жертв -- была излюбленным методом действия молодежных «революционеров-радикалов», взрывавших в 90-е годы в Москве памятники.

Татьяна ГРИЦЕНКО