Президент России Владимир Путин предельно корректно, но при этом жестко обозначил цену газовой проблемы с Украиной. Но в то же время намекнул на перспективы мирного и взаимовыгодного урегулирования финансового вопроса. «В прошлые годы мы расчистили проблемы, которые стояли между нами. Около миллиарда долларов задолженности реструктурировано, российский банк взял риск на себя. Сейчас опять проблема, оцениваемая тоже в миллиард с лишним долларов», -- сказал вчера г-н Путин на встрече с председателем Верховной рады Украины Владимиром Литвиным в Петербурге. До сих пор Кремль старался публично дистанцироваться от действий «Газпрома» по переводу отношений с соседними государствами в рыночное русло. Так было в случаях с Молдавией и особенно с Белоруссией, когда Владимир Путин тщательно избегал общения на газовую тему с Александром Лукашенко.
Наличие политических проблем в отношениях с новой украинской властью отрицать глупо. Премьер Юлия Тимошенко вчера позволила себе резкости, которые не могли остаться незамеченными в Кремле. В преддверии визита в Париж она заявила в интервью французской газете Le Figaro: «Дело Ходорковского -- это пример того, чего мы не хотим делать. Речь идет о правосудии, которое применяется выборочно, предвзято, а потому непродуктивно». А в интервью каналу Euronews г-жа Тимошенко на вопрос, почему до сих пор она не посетила с визитом Москву, объяснила: власти России и Украины заново учатся уважать друг друга, и в процессе этого обучения, с точки зрения Киева, «важны как визиты, так и невизиты»
В Кремле, возможно, были бы готовы спускать на тормозах различные «уроки уважения», которые стремится давать Киев. Но не в тех случаях, когда украинская сторона откровенно мухлюет. История с «пропажей» в украинских газохранилищах почти 8 млрд кубометров российского газа -- случай вопиющий, заставляющий вспоминать худшие времена «газовых войн» с правительством Леонида Кучмы.
Владимир Путин сначала сам (как сообщает президентская пресс-служба) поднял газовую тему в ходе телефонного разговора с Виктором Ющенко на прошлой неделе. А вчера в беседе с г-ном Литвиным продемонстрировал волю к ее решению. «
Недавно вернулись представители «Газпрома» с Украины. 7,7 млрд кубометров газа по документам -- есть, в наличии -- нет. Если даже по европейским ценам (это 160 долл. за кубический метр), это более 1,3 млрд долл.», -- подсчитал российский президент. «Мы, естественно, не потребуем завтра же выплатить этот долг, но специалисты должны решить эту проблему, -- подчеркнул г-н Путин, отметив: -- Конечно, все это не должно омрачать наши межгосударственные отношения».
«Я надеюсь, что украинское руководство и парламент сделают все необходимое для решения этой проблемы, -- подвел итог российский президент. -- Мы много сделали в свое время, чтобы избавить Украину от имиджа ненадежного партнера. Было бы неприятно все начинать опять сначала».
Очевидно, что Владимир Путин высказался по российско-украинской газовой проблематике в такой форме и именно на встрече со спикером Рады неспроста. Политическая ситуация на Украине сейчас, в том числе и ее курс в отношениях с Россией, балансирует на тонкой грани. Г-н Путин напомнил, где эта грань проходит. При этом в Кремле, похоже, готовы обсуждать и решать вопросы, идти на компромиссы и ждать ответных шагов от Виктора Ющенко и Владимира Литвина -- но не от украинского премьера. Тем более что внутренняя борьба за власть на Украине набирает обороты, и у Москвы есть шанс отыграть часть политических очков, потерянных в ходе «оранжевой революции».