|
|
N°104, 15 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Греф постоял за ценой
Совет директоров «Газпрома» сегодня определит стоимость акций концерна, необходимых для установления госконтроля
Сегодня совет директоров «Газпрома» должен оформить решение о продаже государству 10,74% акций концерна, необходимых для установления контроля над монополией и начала либерализации рынка ее акций. На заседании планируется утвердить структуру сделки и окончательную цену вопроса. Министр экономразвития Герман Греф, которому пришлось в Санкт-Петербурге отвечать на вопросы журналистов об этом, точную цену так и не назвал.
Как известно, суть сделки сводится к следующему. Государство создало компанию «Роснефтегаз», в которую передаются 100% акций «Роснефти». Новая структура покупает 10,74% акций «Газпрома» на предоставленные финансовыми институтами кредиты. Затем на сумму кредитов плюс проценты продается часть акций (миноритарный пакет) «Роснефти». Кредиты погашаются, «Роснефтегаз» ликвидируется и государство становится контрольным акционером «Газпрома» и «Роснефти».
Понятно, что при определении цены 10,74% акций «Газпрома» спор идет не столько о сумме, которую государство заплатит этот пакет, сколько о том, с какой долей в «Роснефти» придется расстаться. И чиновникам, судя по всему, очень не хочется продавать пакет, больший или равный блокирующему, так как не хочется .
Вчера г-н Греф позволил себе назвать окончательный диапазон оценки 10,74% акций «Газпрома», из которого будет выбрана итоговая цена. По его словам, ориентиром по-прежнему служат цифры от 6 млрд до 8,5 млрд долл. Отвечая на вопрос о том, достигнуто ли взаимопонимание между «Газпромом» и государством по вопросу цены выкупа его акций, министр загадочно сказал: «Да, взаимопонимание есть, и оно будет оформлено в соответствующих директивах».
Г-н Греф сообщил также, что деньги будут привлечены под залог пакета акций «Роснефти». «Окончательная схема еще не сформулирована, но рассматривается вариант привлечения заемных ресурсов под залог определенного пакета, может быть, как внутри «Роснефтегаза», так и обособленного в специальную компанию. Это требование банков», -- сказал он. Требование банков выделить залоговый пакет акций «Роснефти» в специальную компанию понятно: в этом случае последующая продажа этих акций для погашения кредита будет проходить под их -- банков -- полным контролем. Кроме того, как сказал г-н Греф, не предполагается каких-либо госгарантий по кредитам, «все гарантии -- в рамках «Роснефтегаза».
Однако такой вариант, надо полагать, абсолютно не подходит кураторам сделки от государства. При цене 100% акций «Роснефти» в 26,4 млрд долларов (а именно во столько она была оценена государством при приватизации, причем взята была максимально возможная планка из независимой оценки банка Morgan Stanley) под залог неблокирующего пакета «Роснефтегаз» можно привлечь не больше 6,6 млрд долл. А значит, акции «Газпрома» в соответствии с озвученной схемой должны быть куплены дешевле. Между тем международные оценщики -- Morgan Stanley (делал оценку по заказу правительства) и Dresdner Kleinwort Wasserstein (по заказу «Газпрома») -- оценили 10,74% акций газового монополиста в 8,5--12 млрд долл. В этом диапазоне продажа блокирующего пакета акций «Роснефти» является неизбежной.
В любом случае, окончательно цену акций «Газпрома» сегодня назовет совет директоров концерна. Несмотря на то, что, как говорил г-н Греф, «Роснефтегаз» 12 июня уже получил согласие своих акционеров на сделку и, надо полагать, в этом согласии указана максимальная цена пакета акций «Газпрома». Почему порядок действий был именно такой, чиновники не говорят. Не исключено, что проведение сделки на слишком заниженных условиях вызовет недовольство миноританых акционеров "Газпрома". "Союз акционеров" концерна обещал в этом случае оспаривать сделку в судебных инстанциях. Правда, кроме дополнительного вреда инвестиционной привлекательности и репутации "Газпрома" такие действия вряд ли могут что-либо принести. Тем более, что, по мнению экспертов, ожидание либерализации рынка акций "Газпрома" после получения государством контрольного пакета в монополии должно заставить недовольных сделкой приутихнуть.
Однако помимо точной цены пакета акций «Газпрома», которая скажется на объеме продаваемого пакета «Роснефти», весьма важным остается вопрос отступления от озвученной схемы. А именно -- возможность погашения части кредитов не за счет продажи акций «Роснефти», а за счет средств, привлеченных «Роснефтью», например, за счет продажи некоторых своих активов, например, тому же «Газпрому». Однако пойдет ли государство на такой шаг, пока непонятно.
Алексей ГРИВАЧ