|
|
N°104, 15 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невъездная Россия
В возрождении наших памятников культуры серьезно заинтересован российский турбизнес. Председатель гильдии предприятий индустрии туризма Московской торгово-промышленной палаты Евгений ШВЕДОВ уверен, что без серьезной государственной поддержки туристический бизнес в стране останется убыточным.
Россия является одной из самых богатых стран по туристским ресурсам, по разнообразию культурных этносов и в то же время одной из самых бедных по турпродуктам. Всемирная туристическая организация включила Россию, наряду с развитыми странами, в число крупнейших импортеров туристических услуг. Доля России составляет 3,4% от всего мирового импорта данного вида услуг, в то время как доля ее экспорта -- менее 0,6%. Туризм из прибыльной отрасли превратился у нас в самую убыточную. Один из наиболее наглядных примеров того, как мы не используем наши возможности, Лапландия. Лапы живут и у нас, в Карелии, и в Финляндии. Но в Карелии нет ничего, кроме бедности, в то время как в Финляндии лапы создали инфраструктуру, которая позволяет принимать до полумиллиона туристов в год.
Считается, что самая оптимальная пропорция, когда на одного выездного туриста приходятся четыре внутренних. Именно такое соотношение в США -- американцы путешествуют главным образом по стране. Наша страна и по территории, и по природному и культурному разнообразию вполне может сравниться с США, но у нас на десять выезжающих туристов приходится один внутренний. Причина -- полное отсутствие государственной политики в этой сфере. Можно заморозить средства, выпустив ценные бумаги, а можно потратить 5 млрд долл. на новый туристический комплекс, как это было сделано в Эмиратах. Это тоже в какой-то степени омертвление денег, они никак не влияют на инфляцию, но это создает поток туристов, а значит, и будущее для страны.
Хотя вкладывать такие средства не обязательно -- гораздо важнее вести разумную политику, для каждого региона разрабатывать свою программу, которая включала бы целый комплекс мер, от поддержки малых народов до налоговых послаблений фирмам, занимающимся туризмом внутри России. Сегодня для внутреннего туризма можно наметить несколько «точек роста». Это удешевление транспорта на перспективных туристических направлениях (сейчас полет в Анталью стоит дешевле, чем полет в Сочи). А, к примеру, на Украине есть бюджетные дотации на таких железнодорожных направлениях, как Киев--Симферополь. В результате Крым украинизировался, туристы оставляют деньги у себя на родине. Необходимо строить дороги, создавать сеть малых гостиниц эконом-класса. До некоторой степени это уже делается в городах Золотого кольца, но главным образом за счет города Москвы. Есть большой потенциал для развития речных круизных программ -- сейчас у нас не хватает судов; желающих больше, чем они могут осилить.
Но главное -- совсем нет пропаганды внутри страны ее культурных ценностей. Нужен субсидированный образовательный туризм, чтобы выросло поколение людей, интересующихся собственной родиной. Во Франции, например, молодой человек может получить субсидию на тур по Европе. Мы говорим сегодня о едином культурном пространстве, а ведь именно туризм, особенно молодежный туризм, цементирует, объединяет Европу. Сейчас мы разрабатываем программу образовательного туризма для детей в Москве -- предполагается уменьшить стоимость путевок за счет их массовости и предоставлять бюджетные субсидии в таком размере, чтобы родители платили не более 30% от их стоимости. Программа уже слушалась в Мосгордуме и была одобрена. Еще одна «точка роста» -- это событийный туризм. Возьмите такие программы, как Великий Устюг -- родина Деда Мороза или Масленица в Москве -- некое подобие знаменитого Октоберфеста. Всемирная туристическая организация разрабатывала комплексные программы по развитию туризма для многих стран мира. Даже у Шри-Ланки есть такая программа. У нас же все идет эмпирическим путем.
Записала Александра ТОЛСТИХИНА