|
|
N°104, 15 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Арх-Москву» прорвало
На главной архитектурной выставке России разрушали границы
Выставка архитектуры и дизайна «Арх-Москва», завершившая работу в минувшее воскресенье, за десять лет своего существования неоднократно меняла формат. В 2001-м впервые придумали «Арх-Каталог» -- выставку-рейтинг лучших российских архитекторов, а в 2003 году у «Арх-Москвы» наконец появились кураторы. Тем самым как бы было признано, что коммерческая экспозиция дизайн-бюро и архитектурных мастерских, обрамленная ожерельем некоммерческих проектов, -- не просто коммерческая (и чуть ли не промышленная) выставка, а главное архитектурное событие России. Очередная революция случилась в этом году -- кураторы десятой «Арх-Москвы» Владимир Кузьмин и Влад Савинкин обратились с просьбой к участникам коммерческой зоны (которая прежде воспринималась многими как неизбежное зло) не делить пространство перегородками на стенды. Часть экспонентов, в основном архитектурные бюро, послушались, и в итоге главный зал ЦДХ превратился в единое пространство. Экспозиция «задышала» -- мастерские разделялись лишь невысоким бордюром, и посетители могли свободно переходить от проекта к проекту, как собственно и происходит в реальном городе, где здания соседствуют друг с другом.
Удачной оказалась и заявленная тема выставки -- X-files, в названии которой, с одной стороны, обыгрывался десятый, юбилейный ее год, а с другой -- идея показа «совершенно секретных» материалов: неопубликованных концепций и нереализованных проектов последних двух Х-летий. Понятно, что в «Арх-Каталоге» и были представлены в основном нереализованные проекты. И в нормальных условиях невоплощенные идеи -- это норма, но у нас в число нереализованных, как это ни парадоксально, могут входить и воплощенные проекты. Под давлением заказчика, желающего выжать максимум квадратных метров, от первоначального замысла не остается ничего, и в итоге архитектура заменяется пресловутым «выходом площадей».
Впрочем, представленные на выставке архитектурные проекты показали, что не все так плохо. «Архитектором года» был признан Михаил Хазанов -- автор открытого в прошлом году в здании бывшего завода Государственного центра современного искусства и архитектор предстоящей реставрации Большого театра. Дипломами «Арх-Москвы» были награждены Александр Бродский за проект «Дом престарелых футболистов», ТПО «Резерв» Владимира Плоткина «по совокупности заслуг» и архитектурная группа ДНК за проект офисного здания на улице Вавилова.
Увы, в специальной программе на этот раз проявилась как никогда ярко вечная проблема архитектурных экспозиций -- отсутствие зрелищности. Темы были заявлены интереснейшие, но в реальности дальше планшетов с чертежами и фотографиями дело обычно не доходило. Например, проект «Архитектура и полифония: строительство в Исламском мире сегодня», представлявший лауреатов премии Ага Хана в области архитектуры 2004 года, обернулся банальным и скучнейшем видео. Хотя объектов вместе с историей их создания хватило бы не на одну интереснейшую выставку. Личные экспозиции приглашенных архитекторов оказались в лучшем случае иллюстрацией к их лекциям. На этот раз на «Арх-Москву» приехали Якоб Ван Риз, один из участников модной архитектурной группы из Нидерландов MVRDV, британский дизайнер израильского происхождения Рон Арада и звезды первой величины -- автор проекта нового здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке Даниэль Либескинд и Заха Хадид, которая, впрочем, обошлась без собственной экспозиции.
Думаю, что мнение большинства посетителей совпало с выбором кураторов «Арх-Москвы» Владимира Кузьмина и Влада Савинкина, присудивших специальный диплом австрийской архитектурно-дизайнерской студии Veech. Media. Architecture (VMA). VMA -- это междисциплинарная группа, которая занимается многими проектами -- от дизайна товаров до строительства выставочных павильонов, и видимо, поэтому именно им удалось сделать эффектную и запоминающуюся экспозицию. Посреди темного зала возвышалась гигантская белая надувная форма, на которую проецировалось изображение проектов группы. Пресловутые планшеты с чертежами и фотографиями также присутствовали -- но они эффектно подсвечивались, мерцая в темноте.
Самым радикальным следует считать кураторский проект «Протофайлы», который сопровождался зажигательным текстом Владимира Кузьмина и Влада Савинкина, суть которого в том, что современный архитектор подменяет истинные ценности ценностями ложными. Кураторы решили на вполне глянцево-мейнстримовой «Арх-Москве» устроить бунт -- смысловым центром их «Протофайлов» являлись объекты группы ТАФ (Театр архитектурной формы), созданной 25 лет назад замечательным дизайнером Александром Ермолаевым. В объектах из необработанного дерева, на первый взгляд предельно примитивных, наличествует то, чего не хватает современной архитектуре, а именно поиск формы. По мнению кураторов, «Протофайлы» призваны «скорректировать ориентации» профессионального архитектурного сообщества.
Помимо «раскрытия» пространства на нынешней «Арх-Москве» произошла еще одна радикальная перемена -- выставка стремительно вырвалась за пределы Центрального Дома художника. Появление программы -off свидетельствует о безусловно растущей популярности «Арх-Москвы»: раз именно к ней пытаются «привязать» свои выставки другие кураторы. В центре дизайна Art Play (бывшая текстильная фабрика) открылась выставка современного искусства «Игровая площадка» (ее куратором выступил известный «бумажный архитектор» Юрий Аввакумов), в Музее архитектуры началась выставка дизайнера Рона Арада (он был гостем «Арх-Москвы»), а в бывших гаражах-мастерских фабрики «Красный Октябрь» на «Арт-Стрелке» прошла двухдневная выставка «Пространство открытий» (куратор Борис Бернаскони). Кстати, вручение призов «Арх-Москвы» прошло в еще одном трансформированном здании -- в пространстве «Проект Фабрика» на фабрике технических бумаг «Октябрь». В общем, десятая «Арх-Москва» эффектно отметила свой юбилей -- границы сломлены, пространства раздвинуты, файлы рассекречены. Дело за малым -- реализовать все представленные проекты.
Александр ЗМЕУЛ