|
|
N°103, 14 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не верь словам моим
51-я Венецианская биеннале: женский текст
Прошлая Венецианская биеннале оказалась удивительно нечуткой к самому городу. Память места была интересной лишь художнику американского павильона с его проектом о венецианских маврах. В этот раз все по-другому. На кураторском троне биеннале испанская красавица Роза Мартинес. Она убедила нас в том, что биеннале и Венеции есть что сказать друг другу. Легко. Территорией общения выбран «осьмнадцатый век» -- время, когда женская логика, женские чувства, нервы и страсти вершили большую политику мира. Салоны, будуары, портьеры, болтовня, сплетни, зеркала, обманки, сквозняки. Ее Величество Венеция времен Гольдони--Гоцци -- принципиальный культурный миф галантного века.
Проект Розы Мартинес в Арсенале, лучшие проекты национальных павильонов покорили удивительной рифмой этому мифу. Режиссура Арсенале превосходна, пространство выстроено безупречно. Много зрелищных, аттрактивных работ. Пряно, сочно. На глаз, на вкус -- необарокко. И особое обаяние в том, что сверхидеи нет как нет. Общая тема биеннале отсутствует вовсе. Смыслы рождаются и порхают, чаруя своей причудливой, капризной необязательностью. Наверное, самым сильным текстом оказывается собственно феминистский. В первом зале колоссальных размеров люстра (громаднее, чем в Колонном зале Дома союзов). Французская художница Joan Vasconcelos смастерила ее из тампонов тампакс (они работают вместо хрустальных трубочек-висюлек).
Дальше макабрические куклы -- жертвы высокой моды и высокой морали от австралийского infant terrible Leigh Bowery. Много других причудливых существ (например, гигантский глиняный гиппопотам, на котором сидит девушка, читает газеты и время от времени свистит в полицейский свисток -- аттракцион от художников Jennifer Allora и Guillermo Calzadilla, знакомых нам по видеоинсталляции на станции метро «Воробьевы горы» в рамках Первой московской биеннале). Фильмы с экзотическими путешествиями (в том числе и от Олега Кулика). Наконец, шедевр любимой художницы Розы Мартинес Пилар Альбарасин (Pilar Albarracin). Это видео-арт. Называется «Я станцую на твоей могиле». На экране лишь откаблучивающие ритм башмаки танцора и красные туфельки танцовщицы фламенко. И такой между этими туфельками и башмаками роман закручивается, такие страсти кипят, такие интриги, что я бы назвал это видео лучшей экранизацией романа Шодерло де Лакло «Опасные связи».
Вполне в духе XVIII столетия присутствует в Арсенале и райская антиутопия с картами, атласами, чучелами птиц и вербализованной в комментариях общественной моралью (инсталляция аргентинца Sergio Vega). Кульминацией зазеркальных, рокальных, очень венецианских и очень дамских причуд оказывается испытание пространством. В одном зале звезды в темноте вальсируют. В другом -- горят факелы. А в третьем -- под ногами земля разноцветная бежит и впечатление, будто ты мчишься по опрокинутой плафонной росписи Тьеполо (видео грека Nikosa Navridis-a).
В этот придуманный гранд-дамой артпроцесса Розой Мартинес театральный, призрачный, причудливый текст биеннале с его семиотическими (и не только) сквозняками Россия вписалась отлично.
У нас есть два повода радоваться. Первый: несколько работ московской биеннале украсили венецианскую. Среди них -- хорошо инсталлированное видео «Синих носов» с коробками, в которых маленькие, смешно двигающиеся, смешно попискивающие человечки воспринимаются абсолютным мапет-шоу и своей кукольностью точно соответствуют найденному Розой Мартинес образу главной выставки.
Второй повод: двум кураторам -- дамам (!) нашего павильона Любови Сапрыкиной и Ольге Лопуховой удалось победить статичные три зала щусевского здания (в которых, кажется, невозможно было выставлять ничего, кроме живописи и скульптуры) и, подмигнув Розе Мартинес, талантливо вскружить голову и проветрить мозги посетителям. Нижегородцы Галина Мызникова, Сергей Проворов, архитектор Константин Ларин встроили в залы загадочный лабиринт из деревянных панелей. Идешь по нему и представляешь себе садово-парковое искусство эпохи маньеризма. Тоже испытание пространством. И дует из всех щелей. Сначала легкий бриз. А потом -- в конце, в темном квадратном зале -- настоящий ураган. Страшно не понарошку, и гравюры вспоминаются с аллегориями четырех стихий.
Преамбулой стало интерактивное видео группы Escape о том, что взаимопонимание между художником и зрителем -- чистая иллюзия. Чем больше зрителей входят в зал, тем крупнее на экране фигуры приближающихся художников. Но вот зрителей совсем много. Хлопок -- и все эскейповцы падают в кадре на снег. Тоже мапет-шоу.
Приятно, что интонацию нынешней биеннале Россия поняла правильно. Ветер, рассеявшиеся мысли, рассыпавшиеся слова. Химеры, призраки, дамские нервы. Венецианская баутта. Комедия дель арте. Закономерно и то, что «Золотого льва» получил павильон Франции с инсталляцией знаменитой француженки Аnnette Messager «Казино». Это исключительный по красоте спектакль о механизме создания сценической иллюзии. Сюжетом послужила сказка про Пиноккио. А главным выразительным средством -- колышущийся от ветра алый велум.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Венеция