|
|
N°103, 14 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Десятилетие большого террора
Большинство участников налета на Буденновск все еще не наказаны
Жители небольшого города Буденновск в Ставропольском крае сегодня отметят 10-летний юбилей одной из самых мрачных и ужасных дат в своей истории. 14 июня 1995 года отряд тогда еще мало кому известного полевого командира Шамиля Басаева на нескольких грузовиках ворвался в город и, захватив в заложники более 1,5 тыс. человек, сделал его название одним из самых распространенных и узнаваемых символов человеческого горя. За шесть дней, что продолжалась эта трагедия, по официальным данным, погибли 129 человек и еще 415 были ранены.
Эту дату в Буденновске отмечают каждый год. Сегодня в городе пройдут траурные митинги и возложения цветов к памятникам погибшим в те трагические дни -- милиционерам местного РОВД, первыми вставшим на пути бандитов, врачам горбольницы, которые, сами будучи в заложниках, спасали захваченных террористами женщин и детей. Завершатся траурные мероприятия зажжением на городском кладбище свечей скорби на могилах каждого погибшего в те дни горожанина и общегородской минутой молчания.
Как отметят «юбилей» событий в Буденновске федеральные власти, вчера еще было неясно. По крайней мере никто из высоких чинов на этот счет вообще никак не высказывался. Хотя эта дата для руководства страны в целом, очевидно, памятна отнюдь не меньше, чем для самих буденновцев. По сути, события июня 1995 года открыли для страны целую эпоху «большого террора». Террора не «точечного» и «скрытого» -- когда преступники выбирали жертвы из числа людей, хоть как-то связанных с государственными органами, сами при этом не являя себя государству открыто. А террора, граничащего с войсковыми операциями -- с захватом тысяч мирных людей, выдвижением ультиматумов непосредственно высшей власти и откровенной демонстрацией террористов самих себя всей стране и всему миру.
Впрочем, найти какие-либо слова сегодня представителям высшей власти действительно сложно. Как показали 10 лет, прошедшие со дня трагедии в Буденновске, что-либо изменить и противопоставить «большому террору» ей так и не удалось. Власть пыталась менять глав спецслужб, реформировать и переименовывать сами спецслужбы, ужесточать меры безопасности и контроль за жизнью граждан. Однако на эффективности всей системы безопасности в стране это никак не сказалось, что со всей очевидностью показали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, захват мюзикла «Норд-Ост» в 2002-м, нападение на Назрань и школу в Беслане в прошлом году.
Тем более положение федеральной власти сегодня тяжелее, что сама история с расследованием событий в Буденновске демонстрирует ее явное бессилие даже в соблюдении принципа неотвратимости наказания террористов. Единственным официальным лицом, выступившим в канун сегодняшней даты, стал пока замгенпрокурора по Южному федеральному округу Сергей Шепель. В выходные он сдержанно привел некоторые результаты расследования уголовного дела о нападении на Буденновск, которое до сих пор ведет прокуратура. Однако даже приведенные сухие цифры выглядят ужасающе беспомощно. Так, в ходе расследования прокуратура установила, что в банду Басаева входили 195 человек. За прошедшие же 10 лет правоохранительным органам удалось из них задержать и осудить только 20, еще 30 были уничтожены в Чечне в ходе контртеррористической операции, и еще 40 объявлены в розыск. Таким образом, получается, что на данный момент власти не смогли даже установить личности более чем половины террористов, напавших на Буденновск. Что касается самого Шамиля Басаева, то федеральные власти о нем вообще уже давно предпочитают не упоминать как о живом свидетельстве собственного бессилия. После событий в Буденновске он стал для России "террористом номер один" и таковым до сих пор и остается, постепенно превращаясь из-за своей неуловимости уже поистине в мифическую фигуру.
Алексей ГРИШИН