|
|
N°103, 14 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взять на испуг
В День России террористы попытались взорвать "чеченский" поезд
В День России неизвестные террористы попытались пустить под откос в Подмосковье пассажирский поезд Грозный-Москва. В Каширском районе у станции Узуново Павелецкого направления Московской железной дороги утром 12 июня они заложили под рельсы фугас мощностью около 3-5 кг тротила. Взрыв произошел точно под поездом, но поскольку состав в этот момент двигался на небольшой скорости, крушения не произошло. С рельс сошли четыре вагона, но и они не перевернулись, «облокотившись» на железобетонные столбы контактной сети. Большинство из около 300 пассажиров отделались лишь испугом и шоком. В больницы были доставлены только пять человек, но, по словам медиков, и их жизни вне опасности.
То, что произошел теракт, следователи выяснили практически сразу. Правда, кто за ним может стоять, никто официально до вчерашнего вечера предположить так и не решился. В спецслужбах лишь неофициально говорили, что основная версия, конечно - очередная вылазка чеченских боевиков. Между тем советник президента России, бывший депутат Госдумы от Чечни Асланбек Аслаханов предположил, что «теракт организовали не выходцы с Кавказа, а те, кто их не любит». Учитывая, что в последнее время националистические группировки в России действительно активизировались, а большинство пассажиров взорванного поезда составляли чеченцы, оперативники вчера признавали, что допускают и такую версию. Впрочем, в любом случае прокуратура Московской области квалифицировала происшедшее как терроризм и покушение на убийство двух и более лиц общественно опасным способом.
Поезд №382, следовавший из Грозного в Москву, должен был прибыть на Павелецкий вокзал 12 мая в 9.20. Поэтому в 7.10, когда произошла авария, почти все пассажиры еще спали. Но и те, кто не спал, поначалу тоже не поняли, что произошло. Как рассказал один из машинистов, взрыва они с напарником толком не слышали. Им лишь показалось, что издалека раздался хлопок, после чего состав дернулся, а окна кабины локомотива заволокло то ли дымом, то ли пылью. Пассажиры же рассказывали, что поезд вдруг просел, несколько раз дернулся, в вагонах погас свет и сквозь открытые окна запахло гарью. Машинист тут же нажал на тормоза, после чего состав, учитывая небольшую, всего около 15 км/ч скорость, сразу остановился. Локомотив и первые два вагона остались на рельсах, а четыре хвостовых вагона плавно завалились на бок. Многие попадали с верхних полок, но все отделались только ушибами. Полуторагодовалая девочка, завтракавшая с родителями в вагоне-ресторане, получила ожог от горячего чая, у 11-летнего мальчика, упавшего с верхней полки, зафиксировали перелом голени. Одна из проводниц при падении повредила позвоночник, еще двое взрослых пассажиров получили сотрясение мозга.
По рассказам очевидцев, после того, как поезд остановился, «не было никакой паники, даже дети не плакали». Придя в себя от неожиданности, люди начали выгружать из вагонов вещи, проводники вывели всех пассажиров на безопасное от состава расстояние. Начальник поезда сообщил о крушении поезда на Павелецкий вокзал. Через 15 минут к месту происшествия стали подъезжать машины местной милиции, «Скорой» и спасатели, а в течение последующего часа к взорванному поезду прибыли глава МЧС Сергей Шойгу, сотрудники оперативно-следственной группы прокуратуры и ФСБ РФ, следователи Серебрянопрудской прокуратуры Каширского района.
Всех пострадавших при крушении поезда доставили на Павелецкий вокзал на электричке уже в 11.20, где их ждал горячий чай с бутербродами. Там же несколько десятков человек были осмотрены врачами, а около сотни пассажиров согласились пообщаться с психологами.
Картина происшедшего, была ясна уже в первые минуты. Под составом оперативники обнаружили воронку диаметром около 1 метра и глубиной полметра. Однако поначалу почему-то официально была озвучена совсем другая версия ЧП. Представитель губернатора Московской области Алексей Пантелеев предположил, что «причиной инцидента стала, на первый взгляд, технологическая авария, в результате которой была нарушена сцепка между локомотивом и составом». Впрочем, сотрудники ФСБ вскоре прямо объявили о теракте, рассказав, что на насыпи у места взрыва обнаружены провода, ведущие к правому по ходу движения поезда рельсу. Проложены они были в прилегающий вплотную к путям перелесок, где на расстоянии около 50 метров от железной дороги были найдены следы «лежки» предполагаемых преступников. Там эксперты изъяли самодельный пульт дистанционного управления миной - простую конструкцию из клемм, телефонного провода и нескольких батареек «Крона». По предварительным оценкам специалистов, мощность мины составляла около 3-5 кг в тротиловом эквиваленте.
«Скорее всего, бомба была заложена незадолго до прибытия поезда, -- сказал «Времени новостей» один из оперативников. - Устройство с проводами на путях долго находиться не могло, его могли обнаружить в любой момент путевые обходчики. В этом месте железная дорога расходится по нескольким направлениям, и обходчики почти каждый день проводят осмотр автоматических устройств переключения «стрелок». Вероятнее всего, знак подрывникам о закладке бомбы подал их сообщник, который, возможно, находился в одном из вагонов состава, или на станции Узуново». Впрочем, чего именно хотели добиться террористы - вызвать крушение или провести «устрашающую» акцию без человеческих жертв, вчера следователи уверенно сказать не могли. Дело в том, что именно из-за наличия на путях нескольких «стрелок» у Узуново все поезда замедляют ход, и такой миной вызвать серьезную катастрофу трудно. Впрочем, не исключено, что террористы и не знали об особенностях этого участка железной дороги.
Так или иначе, но первые показания о предполагаемых террористах оперативники получили от самих машинистов почти сразу. Один из них заметил, что через несколько минут после взрыва в сторону леса удалялись двое темноволосых мужчин в темных брюках и куртках. Большое расстояние не позволило ему разглядеть более детально внешность незнакомцев, чтобы составить фоторобот. Единственное, что вызвало подозрение у машиниста -- то, что молодые люди в отличие от пассажиров шли «спокойной, размеренной и уверенной походкой, не оборачиваясь».
Впрочем, вчера найти реальных подозреваемых так и не удалось. Весь день в районе аварии продолжали работать оперативно-следственные группы, которые проводили опрос всех очевидцев крушения поезда и жителей окрестных дач и поселков на предмет, не видели ли они в последнее время что-нибудь или кого-нибудь подозрительного.
Екатерина КАРАЧЕВА