|
|
N°139, 06 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба за чистописание
Чиновников научат писать качественные законы
Борьба за качество разрабатываемых правительством законопроектов поставлена на научную основу. В конце прошлой недели были утверждены «Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов». Они настолько подробно прописывают процесс превращения идеи в полноценный законопроект, что чиновникам, кажется, остается только послушно следовать каждому из 15 пунктов.
Ни о каких революционных технологических и юридических находках в «Основных направлениях» речи не идет. Само собой разумеющимися выглядят положения о том, что в концепции законопроекта должны быть определены его «основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся». Кажется, автоматически должно было бы определяться «место будущего закона в системе действующего законодательства ... а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы». Безусловным выглядит и положение о том, что в концепции законопроекта должны быть учтены «социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона».
И тем не менее «Основные направления» являются предельно актуальным документом для Белого дома.
Период с мая по июль и депутаты Госдумы, и правительственные чиновники вспоминают как сбывшийся кошмар. Фактически за два месяца думцы приняли более 30 законопроектов, регулирующих практически все стороны жизни современной России. «Законодательные гонки на выживание» были вызваны вовсе не какими-то форсмажорными обстоятельствами, а тем, что кабинет только к маю смог предоставить депутатам тексты законопроектов. Все кончилось для правительства хорошо -- думцы вошли в положение и приняли практически все, попутно изрядно поправив и «причесав» проекты, поступившие из Белого дома.
Спешка, как правило, идет во вред качеству. На днях руководитель Департамента налоговой политики МНС Наталья Аристархова сообщила, что в ведомстве создана специальная рабочая группа, которая исследует и готовит поправки к свежепринятой 25-й главе второй части Налогового кодекса (закон о прибыли). Г-жа Аристархова отметила также, что последствия введения 25-й главы НК и ее воздействия на среднего налогоплательщика не учитывались.
Впрочем, это касается не только 25-й главы второй части НК. 19 июля, через неделю после завершения работы Думы, Михаил Касьянов заявил, что в короткие сроки правительство проведет анализ устойчивости экономики и социальной сферы России в связи с принятием законопроектов. Речь идет о том, что было принято в последние два месяца весенней сессии Госдумы. В свою очередь Геннадий Селезнев сказал, что «сессия была очень напряженной и по многим вопросам очень поучительной с точки зрения того, что надо и что не надо делать в законотворческой области».
Что не надо делать, в Белом доме знают. Михаил Касьянов отметил, что правительству «необходимо помочь депутатам в рассмотрении правительственных законопроектов». В частности, кабинет министров должен обратить особое внимание на качество подготавливаемых законопроектов, чтобы они не отвергались депутатами. Собственно говоря, из-за этого и появились «Основные направления».
Почему правительство только через год своей работы решило поподробнее заняться качеством своей законопроектной продукции, вопрос особый. Кабинет министров оказался не готов к роли главного субъекта законодательной инициативы. Во всем мире законы пишут не в парламенте. В России из-за длившегося все 90-е годы политического противостояния между законодателями и исполнительной властью законотворческий процесс был перевернут с ног на голову. В результате, когда в Думе, по итогам выборов-99, сложилось лояльное большинство, готовое принимать практически все, что ему предложат, выяснилось, что голосовать пока не за что.
Насколько правительство сможет улучшить качество своих законопроектов и насколько чиновникам в этом помогут «Основные направления», станет ясно уже этой осенью. Кабинет заинтересован в принятии 25 приоритетных законопроектов, среди которых и проект федерального бюджета -- главная задачка для парламентариев и чиновников на эту осень. Если работа Думы будет плавной и равномерной, насколько это вообще возможно, значит, «Основные направления» сыграли свою роль, а правительство привыкло к роли главного источника законодательной инициативы. Если же нет, значит, придется писать новую методичку. Или ждать того, что основной законодательный импульс будет исходить из иного органа государственной власти.
Глеб ЧЕРКАСОВ