|
|
N°102, 10 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ГУЛАГ в Карибском море
Вчера президент Джордж Буш был вынужден дать ответ на требования правозащитников закрыть тюрьму на военной базе США в Гуантанамо, на Кубе, где держат предполагаемых террористов из "Аль-Каиды" и афганского движения "Талибан".
На вопрос американского телеканала "Фокс Ньюс" о возможном закрытии тюрьмы Буш ответил: "Мы изучаем все возможности для достижения главной цели -- защитить Америку". Он тут же объяснил, что не хотел бы, "чтобы кто-то потом вернулся и причинил нам вред". Никто так и не понял из этого туманного ответа, закроет ли Буш скандально известную тюрьму или нет. Но дискуссия на этот счет разгорелась.
Президент к тому же впервые признал, что к узникам Гуантанамо (а официально США их военнопленными не считают) применяется Женевская конвенция об обращении с военнопленными, а все сообщения о нарушении их прав расследуются. Но Буш счел "абсурдным сравнение Гуантанамо с советским ГУЛАГом".
Невнятные рассуждения президента были ответом на упреки генсека "Международной амнистии" Айрин Хан. «Высказывание Буша меня заинтересовало. Вновь призываю его закрыть тюремный центр, этот позор Америки, а его заключенных или освободить, или судить по законам США в гражданских судах, а не в спецтрибуналах», -- заявила правозащитница.
В опубликованном 25 мая докладе "Международной амнистии" одним из главных виновников "одиозных нарушений прав человека" было названо правительство США. Вашингтону вменяется в вину "неопределенно долгое содержание под стражей без юридической защиты" арестантов в тюрьмах Гуантанамо, "Абу-Грейб" в Ираке и в афганском городе Баграм. Эмоциональное сравнение Гуантанамо с ГУЛАГом г-жа Хан добавила от себя.
Глава американского отделения "Международной амнистии" Уильям Шульц осторожно признал, что между ГУЛАГом и Гуантанамо «есть некоторое сходство», хотя "нет полной аналогии": "Там людей не морят голодом и не заставляют работать". Неуместность сравнения с ГУЛАГом отметил и экс-президент США Джимми Картер. Но он также потребовал от Буша закрыть тюрьму в Гуантанамо, а до этого обращаться с ее заключенными, как с военнопленными, чтобы «доказать известную многим поколениям приверженность США идеалам прав человека». Его поддержал Джозеф Байден, член комиссии по международным делам сената. Тюрьма Гуантанамо, по его выражению, «самая лучшая пропаганда», которую используют исламские террористы для вербовки новых сторонников.
Заявления Картера и Байдена прозвучали вскоре после того, как Пентагон 3 июня признал пять эпизодов глумления над Кораном в Гуантанамо для оказания психологического воздействия на узников-мусульман. В их присутствии священную книгу пинали ногами, обливали мочой и водой. Американский журнал "Ньюсуик" первым сообщил о святотатстве тюремщиков еще в начале мая, но бурная реакция в исламском мире и давление администрации США вынудили редакцию отозвать материал.
Именно из Афганистана в январе 2002 года в Гуантанамо доставили первых пленных. На базе их ждал капитально отстроенный тюремный комплекс из двух лагерей -- "Дельта" и "Рентген". Сейчас в Гуантанамо содержится более 500 заключенных из 42 стран, в 2004 году их было около 600. Семь российских "талибов" из Башкирии, Кабардино-Балкарии, Татарстана, Тюмени и Челябинска под давлением Москвы экстрадировали в Россию в феврале 2004 года. В июне их выпустили на свободу, поскольку расследование показало, что они никогда не держали в руках оружия. Тогда же Верховный суд США признал "полную юрисдикцию США" над Гуантанамо, чем привел в неописуемый ужас Пентагон. Ведь этот вердикт позволял узникам оспаривать в американских судах законность их заключения. Добиваться возмещения ущерба пробуют лишь некоторые из тех, кому удалось выбраться домой, но ни один из исков против правительства США пока не удовлетворен.
США обосновались в Гуантанамо на основе договора 1903 года с полуколониальной Кубой, отдавшего им в бессрочную аренду территорию в 45 квадратных миль. Фидель Кастро считает договор незаконным, арендную плату в размере 4085 долла. в год демонстративно не принимает и требует ликвидации как тюрьмы, так и всей базы. Для денонсации договора требуется согласие обеих сторон, а США на это не идут. Желание кубинского народа избавиться от иноземного военного присутствия в расчет не принимается, поскольку это противоречит стратегическим планам Вашингтона.
Александр САМОХОТКИН