|
|
N°102, 10 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У Туркменбаши проблемы с куполом
Вождя всех туркмен подвели французы, сделав его золото тусклым
У Сапармурата Туркменбаши Великого -- неприятности. Одна за другой. Пару недель назад он обнаружил, уже в который раз, пропажу нескольких десятков миллионов долларов из собственной казны. Проворовались самые, казалось, близкие и доверенные ему чиновники -- вице-премьер Еллы Курбанмурадов и председатель правления Центробанка Шекерсолтан Мухаммедова. Деньги ищут, а преступники будут примерно наказаны. После публичной порки на заседании правительства, в присутствии вождя и телекамер, они были арестованы.
А теперь новая напасть. Гораздо более оскорбительная для Туркменбаши. В конце концов к воровству в своем окружении он привык, меняя проштрафившихся каждые пару месяцев, а тут подвели чужеземцы. Да еще какие -- знаменитая французская фирма «Буиг». Та самая, которая вот уже второй десяток лет, осваивая второй миллиард долларов, строит вождю дворцы и тюрьмы, фонтаны и дороги, но самое главное -- возвела две мечети. Одну из них, мечеть Духа, «Буиг» построила в родном селении туркменского «пророка» Кипчак. Еще недавно ее купол блистал золотом, но теперь, как обиженно сказал позавчера сам вождь, публично распекая в Ашхабаде руководителей компании, купол «стал уже серо-буро-малиновым».
Рассчитанная на 10 тыс. молящихся одновременно (чего, впрочем, никогда не случалось), мечеть обошлась «алмазному венцу туркменского народа» в 100 млн долл. Но истинные мусульмане уклонялись от посещения этого храма, украшенного не сурами из Корана, а цитатами из творений «самого вождя». Когда два года назад французы пришли к туркменскому муфтию Насрулле посоветоваться по поводу росписей, он им сказал, что замена Корана на Рухнаму -- большой грех. За это муфтия наказали. Его обвинили в причастности к заговору против Туркменбаши 25 ноября 2002 года и «за измену родине» осудили на 25 лет тюрьмы.
«Буиг» же в благодарность за многомиллионные заказы в качестве подарка возвел рядом с мечетью родовую усыпальницу вождя. Там были захоронены останки его родителей и братьев.
Туркменбаши отчитывал злосчастных французов почти час -- за этим наблюдала по телевизору вся страна. «Слушайте, зачем вы нас обманываете... мы единственная страна, где вам платят наличными, всюду в кредит работаете», -- распекал вождь вице-президента «Буиг» Альдо Карбонаро. Г-н Ниязов старался держать себя в руках -- иностранцы все же, но раздражения относительно кадровой политики французов сдержать не смог.
«Вы привозите только квалифицированную рабочую силу, а не тех, кто не может и гвоздя забить, и смотрите за своими рабочими, чтобы они тут в городе вели себя нормально -- приставания всякие, курят, неопрятно одеты, -- выговаривал вождь. -- На самом деле в свое время привозили индусов, вьетнамцев, которые вели себя нетрадиционно». Что вождь имел в виду, осталось неясным, может быть, ему докладывали об имевших место случаях поедания строителями местных змей и ворон...
Относительно потускневшего купола мечети Туркменбаши высказался категорически: «Вы там золотом напылили, но что-то сделали не так, я не буду платить за недоделки». Затем г-н Ниязов вспомнил про недоделки в собственном дворце. «Я Мартину (Мартин Буиг, президент компании. -- Ред.) показывал, нужно заменить ступеньки, и там, где у вас фанера, поменять ее на мрамор или туф». Потом потребовал не удорожать строительство кольцевой дороги вокруг Ашхабада, которое поручено французам: «Вы стройте ее по рельефу, не надо делать ее ровной, грунт вынимать, уже за выемку 5 миллионов нам выставили...»
Г-н Карбонаро и директор «Буиг» по проектам Шарль Буиг, выслушивая эскапады Сапармурата Ниязова, выглядели бледными, как потускневший купол мечети. Слова им не давали, разве что Альдо Карбонаро успел пообещать: «Мы абсолютно с вами согласны, господин президент, сделаем все так, как вы сказали...»
Действительно, Туркменбаши прав, в смету укладываться надо. Ведь умел «Буиг» еще недавно это делать неукоснительно. Один из инженеров итальянской фирмы, которая была субподрядчиком у французов при проектировании министерства юстиции Туркмении, рассказывал «Времени новостей», как пришлось по настоянию «Буиг» изменять проект подвального этажа, в котором размещались камеры для заключенных: «Сначала убрали кондиционирование каждой камеры, потом -- всего этажа, потом убрали принудительную вентиляцию, оставив только обычный выхлоп (это в туркменских-то условиях невыносимой жары. - Ред.), затем убрали в проекте водопровод и канализацию в каждой камере, оставив все удобства общими в конце коридора». Инженер-итальянец вспоминал, как смеялись сами французы, мол, «какое нам дело до заключенных, пойманных ИХ президентом, нам нужно уложиться в НАШУ смету».
Впрочем, надо отдать должное руководству «Буиг», второй по объемам строительной компании в Европе (15 млрд евро в 2004 году. -- Ред.), оно стесняется публично рассказывать о бизнесе, который связывает его с одиозным туркменским диктатором. На интернет-сайте компании (www.bouygues.com) говорится о проектах, осуществляемых по всему миру (Того, Южная Корея, Китай, Гонконг, Марокко, Испания, Великобритания...), но нет ни одного упоминания о Туркмении. В одном лишь месте указано на некий строительный контракт в Азии, полученный 17 декабря 2002 года. А между тем только начиная с 2002 года «Буиг» заключил 14 контрактов с г-ном Ниязовым на сумму около 600 млн долл. Неудивительно, что в отчете о своей деятельности, опубликованном во французской газете «Фигаро» в марте этого года, «Буиг» сообщает о «росте доходов кампании на 49%, в основном благодаря сектору строительства».
Когда-то Мартин Буиг (владелец одного из самых крупных телеканалов Франции TF-1) начинал свой фантастически выгодный бизнес в Центральной Азии в Алма-Ате. Там он перестроил в президентский дворец музей Ленина. Но с тех пор самым важным клиентом в регионе стал Великий вождь всех туркмен. Терять такой бизнес г-н Буиг позволить себе не может. Да и Туркменбаши другого такого покладистого партнера вряд ли найдет.
Аркадий ДУБНОВ