|
|
N°102, 10 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сменщик Шумахера
Фернандо Алонсо планирует укрепить свое лидерство за океаном
Два североамериканских этапа, которые пройдут с недельной разницей, подведут черту под первой половиной сезона в «Формуле-1». Что и говорить, этот чемпионат по лихости закрученных сюжетов в каждой отдельной гонке не уступает лучшим образцам прошлых лет. Развязку гонки на «Нюрбургринге», где Кими Райкконену вместо победы досталась лишь дырка в покрышке, болельщики будут вспоминать еще также долго. Как вспоминают заглохший в последнем повороте перед финишем «Макларен» лидировавшего в Испании-2000 Мики Хаккинена, лопнувшую шину на «Уильямсе» Найджела Мэнселла в 1986 году в Австралии, лишившее англичанина победы в чемпионате, столкновение между Аленом Простом и Айртоном Сенной, которое решило судьбу титула в 89-м. Возможно, сход Кими Райкконена на Гран-при Европы и не скажется фатальным образом на его шансах догнать Фернандо Алонсо в личном зачете, но если финну в борьбе за чемпионство в итоге не хватит очков, потерянных в Германии, эта гонка по праву займет свое место в истории.
Пока отрыв испанца в 32 очка от Райкконена и Ярно Трулли выглядит столь солидно, что приходится опасаться за повторение скуки прошлого сезона. Разве что в роли зануды, надоевшего всем своими победами, на этот раз выступит не Михаэль Шумахер, а Алонсо. Об этом после победы на европейском Гран-при неожиданно высказался босс «Рено» Флавио Бриаторе: «Если мы будем выигрывать всегда, мы станем столь же непопулярными, как «Феррари» в свое время, но мы хотим избежать этого. Мы предпочитаем оставаться командой, которая нравится всем». Неизвестно, согласен ли со своим руководителем сам Фернандо, но судя по тому, с какой настырностью он догонял «захромавшего» Райкконена, собственные победы испанцу еще не приелись.
На самом деле Алонсо выглядит на сегодняшний день самым достойным претендентом на свято место, потерянное Михаэлем Шумахером. В команде отмечают, что он значительно вырос в техническом плане и, кажется, переболел звездной болезнью, симптомы которой стали проявляться у молодого пилота в прошлом году. Фернандо почти не допускает ошибок. Испанцу даже удается сдерживать свой горячий южный темперамент в критические моменты гонки. Например, в Монако, когда на его «Рено» из-за износа покрышек начались проблемы с управляемостью, испанец не стал слишком упорствовать, отбивая атаки двух «Уильямсов» и рискуя остаться не только вне призовой тройки, но и вообще без очков. Этот экзамен в высшую школу пилотажа Алонсо выдержал.
Райкконену же подобное испытание пройти не удалось. Большой приз Европы как будто специально спроецировал аналогичную ситуацию, обострив только место и время действия. Конечно, когда на кону стоит победа, а глаза застит клетчатый флаг, ошибку допустить проще простого. Райкконен по примеру Алонсо мог сбросить скорость и все-таки доехать до финиша. Но «человеку изо льда» изменило хладнокровие. Изменило оно и обычно рассудительному руководителю «Макларена» Рону Деннису, понадеявшемуся на удачу. Если бы он принял решение о замене поврежденной шины, аварии можно было избежать. Но Рон, уставший от неудач последних лет, не сориентировался в обстановке и подверг опасности как своего пилота, так и других гонщиков, находившихся в тот момент рядом с неуправляемой машиной.
Последовавшая за этим инцидентом реакция была вполне ожидаема. Из команд наверх, в автомобильную федерацию, принявшую правило одного комплекта резины на гонку, понеслись жалобы и требования изменить регламент, из ФИА ответным потоком спустились разъяснения и угрозы. Глава федерации Макс Мосли призвал команды «вспомнить свои обязанности» и поставить безопасность пилотов на первое место. «Нужно помнить и то, что авария на высокой скорости может представлять определенную опасность для зрителей, -- замечает Мосли в письме, разосланном руководителям всех команд. -- Если у вас есть сомнения относительно исправности вашей машины, вы должны зазвать ее в боксы. Если и этого оказалось недостаточно, вы должны снять ее с гонки». Он также предупредил, что стюарды могут снять машину с гонки, если они посчитают ее дальнейшее нахождение на трассе потенциально опасным. И чтобы окончательно показать, что виноваты в случившемся в Германии отнюдь не изобретенные им самим правила, предписал шинникам из «Мишлен» и «Бриджстоун» гарантировать, что их покрышки будут надежными. Похоже, что чиновники ФИА сумеют выкрутиться из очередной щекотливой ситуации, в которую они попадают всякий раз, когда пытаются сделать «Формулу» безопаснее или дешевле.
Впрочем, нам с вами в этом году повезло -- новые правила привнесли эффект неожиданности и чувство опасности, которые в «Формуле-1» начали постепенно уходить в историю.
Дмитрий СИТНИК