Время новостей
     N°101, 09 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2005
Спецтариф для «Роснефти»
Две госкомпании ждут одобрения государства
«Российские железные дороги» пообещали возглавляемой Сергеем Богданчиковым "Роснефти" исключительные тарифы на перевозку нефти в Китай. «Мы подписали с Богданчиковым соглашение о том, что после 5 млн тонн нефти на китайском направлении каждая следующая тонна будет обходиться дешевле», -- заявил вчера президент РЖД Геннадий Фадеев на конференции, посвященной реформе отрасли. По его словам, после того как объемы перевозок нефти достигнут 30 млн тонн, каждая тонна будет обходиться в 24 долл., в то время как сейчас ставка тарифа находится на уровне 72 долл. Источники «Времени новостей» в окружении г-на Фадеева подтвердили факт подписания соглашения. Однако отметили, что оно носит трехсторонний характер, поскольку для вступления решения в силу необходимо согласие со стороны Федеральной службы по тарифам. Вчера глава железнодорожной монополии заверил: «Нас в этом поддерживает ФСТ».

Однако другим клиентам РЖД, очевидно, повезет меньше. Представители тарифной службы вчера обрушились с критикой на предложение железнодорожников снизить тарифы в период летней навигации.

С идеей снизить тарифы на перевозки нефти железнодорожным транспортом в период летней навигации «Российские железные дороги» обратились в ФСТ еще в начале года, однако до сих пор никаких заявлений на этот счет регулирующие органы не делали. Между тем на днях глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил, что его компания намерена снизить объем перевозок в Китай с 3 до 2 млн тонн. «В России наступил летний период, открылись водные коммуникации, а водный транспорт экономически более эффективный. В данный момент это влияет на перевозки в сторону Китая», -- пояснил глава нефтяной компании.

Однако в своем выступлении на вчерашней конференции в РЖД замглавы ФСТ Виталий Евдокименко назвал предложение железнодорожников о снижении тарифов в летний период неприемлемым. Он пояснил, что предложение «непродуманное и не взвешенное, может привести к коллапсу внутренних водных путей». Кроме того, по словам г-на Евдокименко, грузопотоки в этом случае уйдут из российских портов в зарубежные, в том числе в литовскую Клайпеду и украинскую Феодосию.

Впрочем, по словам экспертов, к исключительным тарифам для «Роснефти» это не имеет отношения. Главным препятствием для заключения трехстороннего соглашения, по словам замгендиректора аудиторской группы «Развитие бизнес-систем» (консультант РЖД) Аллы Уваровой, является законодательное ограничение, связанное с наличием альтернативного маршрута. Например, у «Русского алюминия», который возит свой металл до станции Находка-Восточная по исключительному тарифу, такими маршрутами являются пути на другие дальневосточные порты в Ванино и во Владивостоке. Для «Роснефти» на сегодня такой железнодорожный маршрут один -- через станцию Наушки с транзитом по территории Монголии. Это означает, поясняет эксперт, что исключительные тарифы могут быть введены, когда РЖД проведут очередной этап работ на альтернативном участке Карымская--Забайкальск, а «Роснефть» перевезет первые 5 млн тонн. По словам г-жи Уваровой, это произойдет не ранее начала 2006 года.

Очевидно, что у принадлежащей на 100% государству «Роснефти» получить исключительные тарифы шансов гораздо больше, чем, к примеру, у ЛУКОЙЛа. Кроме того, в отличие от ЛУКОЙЛа «Роснефть» связана с Китаем обязательствами до 2010 года поставить начиная с этого года не менее 48,4 млн тонн нефти.

В текущем году РЖД планировало перевезти в Китай не менее 10 млн т нефти (против 6,5 млн т в прошлом году), из которых 4 млн тонн поставит «Роснефть» и по 3 т -- ЮКОС и ЛУКОЙЛ. К следующему году российская сторона согласно межправительственному соглашению обязалась увеличить поставки в этом направлении до 15 млн. тонн.

Яна ГОДОВАНАЯ