Время новостей
     N°101, 09 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2005
Безадресная поддержка
Правительство будет исполнять социально-дезориентированный бюджет
Бюджетная комиссия под председательством премьера Михаила Фрадкова вчера одобрила основные параметры госбюджета на 2006 год и финансовый план на два последующих-- 2007-й и 2008-й. 16 июня эти документы предполагается рассмотреть на заседании правительства. Бюджет и финансовый план кабинет называет "социально-ориентированными". И при этом признает, что социальных ориентиров, по сути, нет.

«После 16-го подготовка бюджета-2006 выходит на финишную прямую», - заявил журналистам его главный разработчик, министр финансов Алексей Кудрин.

По сравнению с предыдущим вариантом бюджетных наработок Минфина, утвержденных кабинетом министром 21 апреля, доходы и расходы казны претерпели изменения. Они связаны, в частности, с тем, что в конце мая Минэкономразвития уточнил прогноз развития страны в связи с замедлением экономического роста. Прогноз роста ВВП на 2006 год был снижен с 5,9% до 5,6%, на 2007-й - 6,1% до 5,8%, на 2008-й - с 6,2% до 6%. Снизились также прогнозы роста промышленного производства и инвестиций.

Впрочем, как ни парадоксально, в таких условиях Минфин прогнозирует не уменьшение бюджетных доходов, а их увеличение. Объясняя этот феномен, г-н Кудрин загадочно сказал, что на доходы влияет «целый ряд причин, которые действуют разнонаправлено». Нынешний вариант основных показателей бюджета-2006 предусматривает доходы в размере 4,4 трлн рублей, бюджета-2007 - 4,6 трлн руб. А доходы бюджета 2008 года, по прогнозу Минфина, перевалят за пятитриллионный рубеж (5,2 трлн руб.). Причем все эти годы бюджет останется профицитным. Благодаря чрезвычайно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре-- главным образом, высоким ценам на нефть,-- денег хватит не только на финансирование повышенных социальных расходов, но и на то, чтобы продолжить пополнять стабилизационный фонд.

Приоритеты нынешней финансовой политики дали основание г-ну Кудрину заявить, что бюджеты следующих лет будут социально-ориентированными. Они предусматривают номинальное удвоение за три года пенсий, зарплат бюджетникам, довольствия военнослужащим (реально, с учетом инфляции эти выплаты повысится в полтора раза). На увеличение зарплат из бюджета в будущем году направят 56,5 млрд руб., в 2007 году - 132,3 млрд руб, в 2008-м - почти 200 млрд руб. Бюджетные траты на нужды пенсионного обеспечения будут еще объемнее (2006 год - 316 млрд руб., 2007-й - 111,7 млрд руб., 2008 - 238,1 млрд руб.).

Впрочем, «социальный» пафос главы Минфина вчера же сбил его коллега по правительству, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Выступая на конференции по случаю Дня социального работника, г-н Зурабов честно назвал социальную политику в стране виртуальной. «Если в целом говорить о социальной политике, мы находимся в виртуальном мире, то есть не можем реально определить доходы населения, построить систему адресной помощи», - признал министр. По его словам, зарплату надо будет поднимать не только бюджетникам, которых, включая сотрудников правоохранительных органов и госслужащих 18 млн, но и всем остальным россиянам, работающим по найму. А таких в общей сложности, по оценке г-на Зурабова, 52-53 млн человек.

Если о цифрах можно спорить, то по сути г-н Зурабов прав. И это является проблемой не только возглавляемого им самим ведомства. На сегодня вся экономическая политика правительства сводится к дискуссиям о дележе дополнительных доходов, а социальная - к пожаротушению последствий реформы льгот. Соответственно, она просто утрачивает ориентиры. Хотя средств именно для осмысленной социально-экономической политики у страны сегодня больше, чем когда-либо.

Впрочем, средства того же стабфонда в ближайшие три года, как и велел президент в недавнем бюджетном послании, использовать внутри страны даже на нужды Пенсионного фонда не предполагается. С 2006 года в бюджет будет поступать гораздо больше доходов от экспорта нефти. Сейчас в стабфонд, минуя бюджет, идут доходы от налога на добычу полезных ископаемых и нефтяные пошлины при цене выше 20 долларов за баррель. Со следующего года этот порог повышается до 27 долларов. Такой маневр позволит наполнить госбюджет деньгами, которых хватит не только на все обязательные расходы, в том числе повышенные социальные, но и на формирование инвестиционного фонда, за который неистово бился глава МЭРТ Герман Греф. Как сообщил г-н Кудрин, в 2006 году в инвестиционный фонд поступит 69,7 млрд руб, в 2007-м - 72,9 млрд, в 2008-м - 73,2 млрд.

Даже при столь значительном ослаблении источника стабфонда его средств должно хватить на то, чтобы продолжить досрочно рассчитываться по внешним долгам (в этом году, напомним, Россия уже вернула весь долг Международному валютному фонду, выплатив досрочно 3,3 млрд долларов, и также с опережением возвратит часть долга Парижского клубу кредиторов, на что из стабфонда будет взято 15 млрд долларов). Г-н Кудрин подтвердил, что новые досрочные расчеты по долгам вполне реальны, однако суммы зависят не только от России, но и от кредиторов. Министр дал понять, что раньше срока Россия готова расплатиться не только с Парижским клубом, но и по другим долгам.

Бюджетная комиссия рассмотрела вчера и перечень федеральных целевых программ. В отсутствие отправившегося в Калинград г-на Грефа докладывал его заместитель Виталий Савельев. Он рассказал, что МЭРТ предлагает сократить количество финансируемых в 2006 году федеральных целевых программ. Под нож могут быть пущены такие программы, как «Молодежь», «Энергоэффективная экономика», а также программы, направленные на социально-экономическое развитие Башкирии и Татарии. Участники заседания говорят, что такая смелость чиновников МЭРТ несколько перепугала Алексея Кудрина. Он буквально замахал руками на г-на Савельева и сказал, что программу «Молодежь» нельзя трогать, потому что за ней стоит «Единая Россия». Мол, Борисом Грызловым - лидером «медведей» - придуман целый план для «процветания молодежи». В результате сам вопрос перенесли с сегодняшнего заседания правительства на неделю.

Обсуждая федеральные программы, члены комиссии не могли не вспомнить про инвестиционный фонд «имени Германа Грефа». Г-н Савельев жаловался, что МЭРТу просто нечего пускать на развитие. Мол, мы просим 300 млрд рублей на инвестпроекты, а нам не дают. Тут г-н Кудрин резонно поинтересовался конкретикой, на что нужны деньги. Выяснилось, что пока у МЭРТа проектов нет. В ситуации попытался разобраться сам премьер. Он сказал г-ну Савельеву, что именно МЭРТ должен четко представлять и донести это видение до правительства: от каких инвестиционных затрат какая будет отдача. А сейчас этого нет. «Вы прямо по печени бьете», - взмолился г-н Савельев. Но документы МЭРТу все равно завернули.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Вера КУЗНЕЦОВА