|
|
N°126, 15 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суета вокруг канистры
На Западе кончается бензин
Правительству Великобритании отпущено два месяца на то, чтобы снизить цены на бензин. Иначе блокада Лондона водителями и протесты населения могут привести к полномасштабному политическому кризису. Несмотря на все усилия остальных западных стран, нефтяной кризис в Европе от Ла Манша до Северного моря и в США не разрешен, а лишь замедлился.
Премьер Тони Блэр, еще накануне грозивший страшными карами протестантам и требовавший от нефтяных компаний прекратить саботаж, тут же сделал ответный жест: отказавшись от всех намеченных встреч, он провел экстренное заседание кабинета министров, где обсуждались возможные способы снижения непомерных цен.
Последствия кризиса воистину катастрофические: разъяренные заоблачными ценами транспортники и фермеры блокировали около 90% основных заводов по переработки нефти и нефтехранилищ, не выпуская туда машины с нефтепродуктами. В Англии бензин закончился почти на 90% бензоколонок. "Скорая помощь" выезжает только по самым срочным вызовам. Значительная часть служб доставок товаров на дом приостановила свою работу.
Министерство обороны Британии получило приказ быть готовым к снабжению страны топливом из своих запасов: около 80 военных заправщиков были спешно переброшены в стратегические точки. В магазинах началась паника: люди сметали с прилавков продукты первой необходимости, опасаясь, что из-за нехватки горючего их в скором времени купить будет невозможно. На некоторые товары были даже введены карточки. Уверения власть имущих, что во всем виноват жадный до нефтедолларов ОПЕК граждан единой Европы не убеждают.
По мнению Тронда Бе, аналитика из Ставангера, нефтяной столицы Норвегии, население Западной Европы "протестует не против стран -- экспортеров нефти, а против своих правительств". Рано или поздно это дойдет до политиков, отмечает он, и цены будут скорректированы за счет снижения налогов. "Возможно, найдется управа и на спекулянтов, перекупающих нефть до ее появления на бирже".
Нынешний нефтяной кризис многие уже сравнивают с катастрофическими кризисом начала 70-х (тогда его спровоцировали арабы, недовольные поддержкой Западом Израиля). Но сейчас, как считают эксперты, рост цен носит рыночный характер, а не политический, как тогда.
Основных причин кризиса две -- нехватка запасов сырой нефти в США и других западных странах и высочайшие налоги на бензин.
Казалось бы, рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, создавая проблемы импортерам, предоставляет райские условия для развития экономики в странах, поставляющих на рынок «черное золото». Однако реальную возможность наращивать поставки сырой нефти на экспорт имеют сейчас только Саудовская Аравия и Кувейт. Их сил явно недостаточно для того, чтобы удержать рынок от повышения цен. Остальные страны -- крупнейшие экспортеры нефти не в состоянии сделать этого в сколько-нибудь короткие сроки. Увеличение добычи нефти требует не только значительных затрат, но и времени.
В России, третьей в мире державе по объему экспорта нефти, основная часть добычи сосредоточена в труднодоступных районах Крайнего Севера и Сибири. Да и денег для инвестиций хронически не хватает.
Впрочем, Россия и так с начала года нарастила объем добычи нефти и газового конденсата до 212 млн тонн при плане в 207 млн. А экспорт сырья в дальнее зарубежье за этот же период составил 93 млн тонн, что на 11 млн превышает план. Дальнейшее увеличение экспорта сырой нефти только нанесет ущерб внутренним потребителям, ускоряя рост цен на бензин в нашей стране.
Россия не в состоянии хоть как-то повлиять на критическую ситуацию с бензином в европейских странах. Отечественный бензин не удовлетворяет экологическим стандартам, и его там просто не разрешат использовать. Экспорт в Европу мазута и дизельного топлива на дальнейшую переработку ограничен правительственными решениями, поскольку то и другое требуется и у нас для подготовки к отопительному сезону.
Телекомпания BBC предложила своим зрителям "советы автомобилисту" -- как уменьшить расход топлива. Оказывается, есть масса способов. Первый совет -- не ездить быстро. "Если средняя скорость машины будет 50 миль в час вместо 70, расход топлива уменьшится на 25%". Эффект усилится, уверяют журналисты, если ездить с закрытыми окнами, -- повышается аэродинамичность, что снижает расход горючего. Второе -- не перегружать машину. Выкинуть из багажника старые башмаки и покрышки, оставить собаку дома -- чем меньше веса, тем меньше тратится бензина. Третий совет -- оставить дома саму машину, ведь "четверть всех поездок на личном авто в Британии осуществляются не далее чем на две мили". Следующий совет еще радикальнее -- остаться дома самому: в век мобильных телефонов и Интернета отсутствие служащего на рабочем месте уже не проблема. Последний способ -- воспользоваться общественным транспортом или ездить на машине, но с друзьями. "Если хотя бы раз в неделю автомобилист ехал на работу не сам, а ловил попутку, количество машин на дорогах уменьшилось бы на четверть".
Марина БОРИСОВА, Алексей ЗЕМЦОВ, Евгений АНТОНОВ, Петр ШУМЕЙКО, Осло