|
|
N°102, 10 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Париж стоит «Су»
В Ле-Бурже открывается международный авиакосмический салон
В понедельник в пригороде Парижа Ле Бурже начинает работу одна из наиболее представительных мировых выставок авиационной и космической техники Paris Air Show'2005. В 46-й раз производители как гражданской, так и военной продукции для «пятого океана» выставят на всеобщее обозрение лучшие свои образцы.
Распоряжением правительства России «старшим» в нашей экспозиции определен «Рособоронэкспорт». Его представители будут курировать на выставке работу более четырех десятков предприятий оборонно-промышленного комплекса. А те привезли образцы, макеты, модели, планшеты и видеофильмы, дающие представление о более чем 250 образцах перспективной авиационной техники и вооружения.
Салон достаточно точно отражает долю авиации и космических услуг в общем объеме поставок «Рособоронэкспорта» за рубеж -- 60%. Российские производители авиатехники принимают участие практически во всех крупнейших региональных тендерах многоцелевых истребителей и вертолетов и часто оказываются в числе фаворитов. И берут не только хорошим соотношением цена-качество, простотой и надежностью изделий, но и конкурентоспособными офсетными предложениями, передачей технологий и лицензий, организацией центров технического обслуживания авиатехники. Очень привлекательны и российские программы модернизации ранее проданной техники.
Российские предприятия и госпосредник "Рособоронэкспорт" известны за рубежом и как долгосрочные стратегические партнеры, не чурающиеся кооперации в производстве, например бортового радиоэлектронного оборудования. Партнерами в этой сфере стали индийские, французские и израильские фирмы. В последнее время заметно выросла активность в сотрудничестве с именитыми партнерами из Европы. Назовем лишь несколько брендов, не нуждающихся в комментариях для специалистов: SAGEM, THALES, MBDA, SNECMA, Bae Systems. С некоторыми из них замышляется модернизация авиатехники, находящейся на вооружении стран Восточной Европы, а также производство россиянами тяжелых транспортных вертолетов по техническому заданию заказчика из Европы.
С хозяевами авиасалона, французами, россияне собираются продвигать на рынки третьих стран учебно-боевой истребитель МиГ-АТ, который представлен на выставке. Кроме него внимание военных авиаторов несомненно притянет перехватчик МиГ-31Э. Самолеты этого типа долго были засекречены. Но самыми заметными на российской экспозиции Paris Air Show'2005 будет, пожалуй, экспортный ряд самолетов семейства «Сухой». Из него же следует выделить натурный образец многофункционального истребителя поколения «4+» Су-27СКМ с лучшими в мире летными характеристиками, а также экспериментальный Су-47, о котором представлена достаточно полная информация.
Вертолетчики выставят на передний план новую разработку Ми-35М. У этой винтокрылой машины новые двигатель и несущая система, радиоэлектронное оборудование для круглосуточного применения оружия. Среди прочих экспонатов -- бортовое и наземное оборудование, аппаратура для обслуживания техники и обучения специалистов, навигации, связи и передачи данных.
В павильоне «Роскосмоса» можно увидеть в натуральную величину марсианскую станцию и беспилотный летательный аппарат дистанционного зондирования Земли. Научно-производственное объединение имени Лавочкина выполнило их в масштабе 1:1, тем более что оба экспоната имеют не очень большие размеры. В несколько меньшем, чем «натура», размере ракетно-космическая корпорация «Энергия» выставила макет многоразового пилотируемого космического корабля «Клипер», предназначенного для доставки экипажей и грузов на орбиту. Он может быть использован и для полетов к Луне. Новый корабль отличается комфортабельностью -- капсула, в которой находятся космонавты, оборудована удобными креслами для шести членов экипажа, как в комфортабельном самолете. Корабль вместителен и сможет садиться на любой аэродром, как простой самолет. В отличие от "Бурана", который крепился к ракете-носителю "Энергии" сбоку, "Клипер" конструктивно будет находиться сверху, пояснили в «Роскосмосе». Такая конструкция, считают там, намного экономичнее.
И конечно же на французской земле россияне не могли не показать макет стартового комплекса и ракету--носитель «Союз-2» с вырезом в головном обтекателе, относящиеся к международному проекту, осуществление которого предстоит на космодроме Куру во Французской Гвиане. Посетители выставки увидят макеты российских космических аппаратов «ГЛОНАСС-К», «Зухре», «Экспресс-АТ1», «Луч-5А», изготовленные научно-производственным объединением имени Решетнева. Самарцы покажут «Ресурс-ДК1» с научной аппаратурой «Памела». НПО «Энергомаш» покажет целую семью ракетных двигателей.
Руководитель «Роскосмоса» Анатолий Перминов встретится с главами космических ведомств Франции, США, Китая, Японии, Бразилии, Италии, а 16 июня все они соберутся за «круглым столом» на VII Европейской межпарламентской конференции по космосу.
Несмотря на авиационно-космическую тематику салона, главный продавец российского оружия также представит информацию по вооружению и военной технике ПВО, бронетанковому и артиллерийскому вооружению, стрелковому оружию.
«Париж Аэрошоу-2005» технические мероприятия программы «разбавит» политико-историческим, посвященным 60-й годовщине возвращения во Францию знаменитого авиаполка «Нормандия--Неман». Летчики вернулись на родину на подаренных Советским Союзом самолетах Як-3. Пилоты этого полка имели боевой счет, больший, чем все другие авиаполки свободной Франции, были награждены орденами СССР. А главный конструктор самолета, на котором они летали, Александр Яковлев стал кавалером французского ордена Почетного легиона. Приземлились пилоты шесть десятилетий назад именно на аэродроме в Ле-Бурже. Организаторы этого шоу -- ОКБ им. Яковлева, «Рособоронэкспорт» и посольство России в Париже. Конечно, при содействии французской стороны. Церемония открытия салона будет проходить в присутствии президента Франции Жака Ширака.
Николай ПОРОСКОВ