|
|
N°101, 09 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не тому учите
РПЦ не понравилась осторожность католиков в вопросах религиозного образования в школе
Налаживающиеся добрососедские отношения православной и католической церквей в России неожиданно дали трещину. Виной тому стало недавнее неосторожное выступление лидера российских христиан латинского обряда архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Попав на заседание президентского совета по взаимодействию с религиозными объединениями, его высокопреосвященство не осознал всей важности такого вопроса, как преподавание основ религии в школе, и призвал «коллег» строго различать знание и веру, преподавание истории религий и катехизацию. Говоря простым языком, архиепископ предложил властям ограничиться историко-культурным аспектом преподавания, оставив за рамками школьной программы духовное воспитание.
Как известно, для Русской православной церкви этот вопрос болезненный и принципиальный. Как заявил вчера заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк, «преподавание абстрактной истории религий не приводит к результатам, которые церковь вправе ожидать от религиозного воспитания подрастающего поколения». Епископ Марк назвал позицию католической стороны неконструктивной и сказал, что она «не только подрывает диалог между двумя церквами, но и наносит серьезный ущерб делу проповеди христианских ценностей в России». Зампредседателя отдела внешних церковных связей даже направил вчера письмо представителю Святого престола в РФ архиепископу Антонио Меннини. Он указал в нем, что сложившееся непонимание «добавляет сложности в православно-католические отношения в России», и попросил «разъяснить официальную позицию Святого престола как в плане общего взгляда на религиозное образование в школе, так и в отдельных конкретных случаях».
Примечательно, что несколько месяцев назад РПЦ уже поссорилась из-за разных подходов к проблеме религиозного образования с Союзом муфтиев России. В начале марта СМР под руководством Равиля Гайнутдина выступил сторонником четкого разделения образовательных учреждений на светские и духовные, потребовал, чтобы историю религий в государственной школе вели только светские учителя и только в рамках общего курса по истории мировой культуры. Тогда ситуацию несколько выправило заявление другого верховного муфтия -- Талгата Таджуддина. Он обвинил г-на Гайнутдина в том, что его публичные заявления не только не состоятельны, но и опасны, так как представляют угрозу для исламского сообщества России, и тем самым поддержал мусульманско-православные отношения.
Кирилл ВАСИЛЕНКО