|
|
N°101, 09 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перебежчики готовы на все
Китайские шпионы устали от работы
Перебежчики из КНР запугивают австралийских обывателей рассказами о китайских секретных агентах. Вчера своими откровениями поделился 32-летний Хао Фэнцзюнь -- сотрудник госбезопасности из крупного приморского города Тяньцзинь, прибывший в Австралию по туристической визе в феврале. Он заявил, что в стране действует более тысячи агентов спецслужб Китая.
Первым тему поднял первый секретарь консульства КНР в Сиднее, 37-летний Чэнь Юнлинь. 26 мая он заявил, что не может вернуться домой после четырех лет работы, поскольку помогал диссидентам. Он потребовал защиты от вездесущих китайских агентов, число которых в Австралии якобы перевалило за тысячу. Вместе с ним остались жена и шестилетняя дочка.
Австралийские власти пока не решили, давать ли убежище китайским перебежчикам. Глава МИД Александр Даунер заметил, что разжигание страстей вокруг бегства китайского дипломата не поможет рассмотрению прошения об убежище. Он припомнил лишь два случая предоставления убежища, при этом назвал только один: в 1954 году в разгар «холодной войны» бежали сотрудники советского посольства в Канберре Владимир Петров и его жена. Это стало причиной разрыва дипломатических отношений между СССР и Австралией, предательство супругов нанесло серьезный удар по работе советских спецслужб.
Чэнь Юнлинь и Хао Фэнцзюнь вряд ли способны обогатить западные спецслужбы содержательной информацией о китайской агентуре, иначе они бы уже давно получили искомый статус и жили под опекой австралийской разведки. Оба беглеца сделали ставку на демократическую карту -- они утверждают, что противились преследованию секты «Фалуньгун». В 1999 году власти КНР запретили эту секту, увидев в ее деятельности угрозу стабильности в стране. Беглый китайский чекист заявил, что ему якобы приходилось анализировать информацию о зарубежных организациях китайских сектантов, собранную агентурой в Австралии, Канаде и США. Хао привез в Австралию около 200 документов о гонениях на «Фалуньгун», выкраденных из служебного компьютера.
В субботу Чэнь перестал «скрываться» от китайских агентов и выступил на митинге с заявлением, что жители Китая «лишены политических свобод и прав человека». Оценивая действия дипломата, посол КНР в Австралии г-жа Фу Ин заметила, что «нет необходимости очернять облик своей страны, чтобы получить гражданство другой». Сообщается, что Чэнь уже ведет переговоры об убежище с посольством США.
Политические бегства из Китая редки -- авторитарная власть компартии не мешает людям зарабатывать деньги и свободно ездить за границу. Главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН Лев Делюсин заметил «Времени новостей», что, по данным гонконгской печати, из Китая ежегодно убегает 200--300 чиновников. Ученый полагает, что для такой огромной страны это «мелочь». По большей части беглецами движет желание воссоединиться с награбленными деньгами, переведенными в иностранные банки.
Вместе с тем недовольная часть элиты выступает за политические преобразования, в том числе за вывод государства и армии из-под партийного диктата. Власть эти предложения пресекает на корню. Но Лев Делюсин отмечает, что китайская власть более не прибегает к жестокостям времен Мао Цзэдуна: «Вольнодумцев зажимают, но их не расстреливают и не гноят в тюрьмах, теперь даже стало возможным без последствий выйти из рядов компартии по идейным соображениям».
Александр ЛОМАНОВ