Время новостей
     N°101, 09 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2005
Европу разбил паралич
Бюрократы и технократы забыли о народе
После провала европейской конституции на референдумах во Франции и Нидерландах в конце мая и начале июня в Европейском союзе ищут виновных в сложившемся положении дел. Этому же будет посвящен и саммит Евросоюза 16 июня в Брюсселе. Министр иностранных дел Люксембурга Николя Шмит, страна которого в этом полугодии председательствует в ЕС, предупредил вчера, что ситуация очень серьезная и нельзя допустить «сползания Европейского союза в пучину кризиса и паралича европейских институтов». Предполагается, что саммит в Брюсселе выработает экстренные меры для спасения Евросоюза.

Заметную активность в поиске виноватых проявляет главный исполнительный орган ЕС -- Еврокомиссия (КЕС). Объектом ее критики становятся как европейские политики, организовавшие плебисциты «ради собственных корыстных интересов», так и избиратели, проявившие «узколобый консерватизм» и не оценившие по достоинству 850-страничное детище Брюсселя. При этом забывается, что лидеры стран Евросоюза все-таки избраны собственными народами, а Еврокомиссию с ее аппаратом не избирал никто.

Думается, что главной причиной кризиса стал все-таки пресловутый «дефицит демократии» -- оторванность Еврокомиссии и ее повестки дня от рядового избирателя. По замечанию одного из представителей КЕС, сделанному, правда, по другому поводу, в современных условиях «лидеры» не могут каждый раз ждать того момента, когда общество и элиты будут готовы полностью поддержать их инициативы. А стало быть, и действовать нужно без оглядки на неизбежно запаздывающее общественное мнение.

Поэтому последние 10--15 лет процесс европейской интеграции все больше напоминал езду на велосипеде -- пока крутишь педали, не упадешь. Комиссия выступала в качестве рулевого, а техническое состояние транспортного средства, самочувствие пассажиров и их «эгоистические» пожелания оставались без внимания.

Приобрел новое качество Брюссель -- столица Единой Европы и место обитания европейской бюрократии. Работоспособность и энергия чиновников Еврокомиссии сделали «европейский квартал» -- скопление административных зданий вокруг площади Шумана в Брюсселе -- центром принятия важнейших решений и источником инициатив, направленных на нормативное сближение стран ЕС и усиление роли Европы в мире.

Параллельно Брюссель «отъедал» полномочия у национальных правительств и парламентов, прибирал к рукам новые рычаги регулирования экономической деятельности в странах общего рынка.

Сотрудники КЕС действительно демонстрировали способность работать быстрее и аккуратнее национальных бюрократий. Решения, которые они предлагали, выглядели более грамотными для употребления внутри ЕС и технически выверенными в тех случаях, когда касались усиления влияния Европы на соседствующие страны. Одним из последних триумфов стала подготовка планов Общего экономического пространства с Россией, дающего возможность решать все вопросы «в оперативном порядке», не привлекая излишнего внимания общественности.

«Делом техники» стало и самое масштабное расширение ЕС в прошлом году на десять новых стран -- с 15 до 25 членов. Проверка соответствия стран-кандидатов т.н. Копенгагенским критериям -- рамочным нормам пригодности для членства в Евросоюзе -- была возложена на КЕС, которая приобрела, таким образом, роль самостоятельного политического игрока. В результате брюссельские технократы уверились в способности принимать любые, даже самые важные стратегические решения.

Да и сам текст конституционного договора готовился мудрецами на государственной службе в отрыве от населения стран Евросоюза. В его основу были положены некие высшие цели, а конкретные параметры документа были подготовлены в КЕС, что само по себе способствовало снятию с конституции романтического флера.

Ничего романтического и не вышло. В результате без малого полутора лет работы на свет был произведен документ, объем которого с приложениями составил порядка 850 страниц. «Европейская мечта» воплотилась в 448 статьях, 36 дополнительных протоколах, двух приложениях и 50 декларациях.

Руководствуясь бюрократической логикой, Еврокомиссия нашпиговала документ деталями. Статьи конституции, безукоризненно исполненные с технической точки зрения, оказались даже для продвинутых граждан Евросоюза абсолютно недоступными для понимания.

Это и неудивительно. Доверить выработку политики чиновнику-технократу -- это все равно, что возложить на бухгалтера общее руководство компанией. Все будет сделано в срок, с точным соблюдением норм, аккуратно оформлено, но лишено стратегического видения.

«Дефицит демократии» -- неизбежное зло и системная ошибка технократической системы управления -- неминуемо дает о себе знать, становясь, рано или поздно, тормозом всего процесса. Как правило, это проявляется на выборах, когда избиратели отказывают в поддержке инициатив, принятых без учета их мнения. В тех же странах, где гражданам редко предоставляется возможность влиять на власть напрямую, они вынуждены просто саботировать неудобные для себя инициативы.

Тимофей БОРДАЧЕВ