Время новостей
     N°138, 03 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2001
Ружичка пришел
Зальцбург прощается с Жераром Мортье
Открывшийся на днях Зальцбургский музыкальный фестиваль в этом году прощается со своим художественным руководителем и интендантом Жераром Мортье. За девять лет, что он руководил фестивалем, в Зальцбурге получили постоянную прописку лидеры европейского режиссерского театра, давшие новые интерпретации классической опере. Мортье приучил публику и к новейшим опусам современных композиторов, еще недавно бывших здесь персонами non grata (Булез, Штокхаузен, Копленд и Такемицу). Дабы избежать упреков в излишней модернизации Зальбурга, три года назад Мортье и его сподвижники организовали в городе Моцарта барочный фестиваль (проходящий в канун Троицы), быстро вошедший в число лучших фестивалей мира. Сейчас, на закате «эры Мортье», можно с уверенностью сказать, что его художественная политика сильно повлияла и на развитие европейского театра --либерализм Зальцбурга многих заставил пересмотреть свое отношение к актуальному искусству.

В этом году программа Зальцбурга, как и прежде, на любой вкус. В оперной программе, естественно, представлен Верди, 100-летие со дня смерти которого отмечает весь музыкальный мир. Здесь есть прошлогодний «Дон Карлос» в постановке Герберта Вернике (дирижирует Валерий Гергиев) и интригующий «Фальстаф» в постановке Деклана Доннеллана. Два знаменитых дирижера-аутентиста решили попробовать себя в более современном репертуаре: француз Марк Минковски продирижирует «Летучей мышью» Штрауса, а англичанин Джон Элиот Гардинер представит свою интерпретацию шедевра чешской музыки «Енуфы» Леоша Яначека. Еще один необычный проект осуществит американский баритон Томас Хэмпсон -- цикл концертов, антологию американской вокальной лирики (помимо него в цикле примут участие сопрано Барбара Бонни и меццо-сопрано Сюзан Грэм).

И все же главное событие фестиваля - уход Мортье. Многие его воспринимают чуть ли не как конец света. Не стоит, однако, думать, что с приходом нового главы -- немца Петера Ружички -- художественная политика фестиваля резко изменится. Вся биография Ружички выглядит дифирамбом современному искусству. С 1988 по 1997 год он был интендантом Гамбургской оперы, тогда одной из самых радикальных оперных трупп Европы, потом стал директором Мюнхенской биеннале. Именно с его именем связывают появление в репертуаре Гамбургской оперы таких раритетных сочинений, как «Король Кандаулес» Цемлинского или «Девочка с серными спичками» Лахенманна (благодаря этим постановкам Гамбургская опера дважды признавалась «оперным театром года»). Собственно, современный «профиль» Ружички и обеспечил ему дорогу на место интенданта самого престижного фестиваля мира. И лучшее, что он может сделать, -- продолжить то, что начал Мортье.

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ