|
|
N°138, 03 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торг на рифах
Капитан германского сухогруза Gambler, севшего на мель в Финском заливе еще 26 июля, наконец-то согласился принять помощь российских спасателей. Шесть дней моряки судна, шедшего под флагом государства Антигуа, отказывались подписывать контракт с питерскими аварийными службами. Помедли капитан еще немного, дождись шторма, способного разбить сидящее на рифах судно, -- и ему пришлось бы заплатить гораздо больше. Если, конечно, капитан и команда остались бы живы.
Впрочем, если бы катастрофа повлекла за собой гибель восьми человек экипажа, то колоссальные штрафы за загрязнение акватории Финского залива пришлось бы заплатить судовладельцу злосчастного судна -- гамбургской фирме Meerpаhl & Meyrs. 2815 тонн химических удобрений и 61 тонна солярки, находящиеся в трюмах судна, вполне могли бы оказаться в водах Балтики, если бы застрявший в скалах Gambler переломился пополам. А такой исход вполне реален: судно, получившее две пробоины, носом застряло на рифах, в то время как корма висела над водой.
Сразу после аварии Бассейновое аварийно-спасательное управление (БАСУ) «Балтийские буксиры» и петербургский Морской спасательный координационный центр (МСКЦ), как того требуют морские законы, предложили капитану терпящего бедствие судна Gambler помощь. Вопреки всякой логике и здравому смыслу предложение было отклонено. А затем между капитаном и питерскими спасателями начался шестидневный торг.
Капитан судна сразу отверг возможность того, что судно будут снимать с мели специалисты БАСУ. Он настаивал на заключении контракта только с иностранной компанией. Питерские спасатели не владеют информацией о причинах столь странной несговорчивости капитала. Скорее всего, считают спасатели, команда, из-за ошибки которой могла произойти авария, не хотела платить российской стороне и ждала, пока вследствие сложной комбинации из движения воды, ветра, приливов и отливов судно снимется с мели само. Петербургские морские эксперты не исключают также, что судовладелец связан обязательствами с определенной страховой или спасательной компанией, и капитан не вправе заключать договор с русскими.
Но БАСУ и МСКЦ, в свою очередь, не могут позволить капитану заключить договор с иностранцами: авария произошла в зоне ответственности российских спасателей, и согласно международному праву все аварийно-спасательные работы здесь проводит российская сторона, она же несет и всю ответственность за их результаты.
Из МСКЦ на борт судна ушла телеграмма, в которой капитан был официально предупрежден о том, что бездействие с его стороны может стать причиной экологической катастрофы в Финском заливе, а всю ответственность за возможное загрязнение моря будет нести Meerpаhl & Meyrs. «Сейчас хорошая погода, а случись шторм -- от судна останутся одни обломки», -- предупредил координационный центр.
Видимо, этот аргумент все же подействовал, потому что 1 августа капитан наконец-то подписал контракт на проведение аварийно-спасательных работ с БАСУ, суда которого все эти дни находились на месте аварии, готовые приступить к сбору нефтепродуктов в случае их утечки с сухогруза. Водолазы уже обследовали корпус. Скорее всего судно будет частично разгружено, что позволит ему всплыть с каменистой банки самостоятельно. Спасатели торопятся, так как на Балтику надвигается шторм.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург