|
|
N°126, 15 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Менять Конституцию пока не будут
Первое интервью прессе начальник Главного государственно-правового управления президента России Лариса БРЫЧЕВА дала корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане МИХАЙЛОВОЙ.
-- Недавно вступил в силу президентский указ о Госсовете России. Нужны ли еще какие-то нормативно-правовые акты для начала его работы?
-- Нет, вполне достаточно указа. Чтобы Госсовет начал функционировать, президенту, как его председателю, нужно просто созвать первое заседание.
-- Другой орган, о возможном создании которого уже давно говорят, -- Конституционное собрание. Каковы его перспективы? Стоит ли ожидать в обозримом будущем изменений в Конституции?
-- Об этом говорят уже не первый год, но ничего, как мы видим, не меняется. По крайней мере Главное государственно-правовое управление этой проблемой сейчас не занимается. А в Думе лежат уже три проекта федерального конституционного закона «О Конституционном собрании». Последний, этого года, законопроект, предложенный депутатом Борисом Надеждиным в соавторстве с Анатолием Лукьяновым, Еленой Мизулиной, Вячеславом Володиным, в целом неплох, но в нем есть положения, противоречащие Конституции. Например, о том, что проект новой Конституции разрабатывает рабочая палата Собрания, в то время как по Конституции это прерогатива Собрания в целом. Другой вопрос, смогут ли входящие в состав Собрания депутаты, члены Совета Федерации и конституционные судьи совмещать основную деятельность с работой над проектом новой Конституции. Кроме того, конституционные судьи по статусу -- прежде всего «хранители» действующей Конституции. И представляется не совсем удачным решение об их участии в работе Собрания. Неидеальна и конструкция с вынесением проекта новой Конституции на всенародное голосование, если он не был одобрен Конституционным собранием. Думаю, референдум должен быть альтернативой Собранию. А не так, что «у нас не получилось, давайте вынесем на референдум».
-- А как идет процесс приведения конституций и уставов субъектов федерации в соответствие с Основным законом? Насколько реальны обещания полномочных представителей президента уже к концу года завершить эту работу?
-- До конца года с этим справиться вряд ли удастся. Слишком большой объем работы, сессии законодательных органов субъектов везде проходят в разное время. На это потребуется не меньше восьми месяцев. А начать планировали именно с конституций и уставов. В целом большинство субъектов федерации согласились с необходимостью приведения законодательства в соответствие с федеральным в кратчайшие сроки. Но некоторые субъекты продолжают настаивать на том, что нормы, содержащиеся в их конституциях, не противоречат Основному закону, а если и противоречат, то согласуются с теми договорами, которые заключал с ними федеральный центр. Это, например, Татарстан и Башкортостан. Хотя КС уже высказал свою позицию по этому вопросу: положения, связанные с государственным суверенитетом республик, с собственностью на природные ресурсы и с правом субъектов заключать международные договоры, не соответствуют Конституции и не подлежат применению. Между тем такие положения в той или иной степени есть в конституциях многих республик.
-- Какова же будет судьба договоров между органами власти Российской Федерации и ее субъектов? Ведь именно они предоставляют субъектам возможность настаивать на своем особом статусе.
-- В отношении договоров тоже действует определение КС, согласно которому в части, противоречащей Конституции, они не действуют. По принятому 24 июня прошлого года закону «О порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» договоры и соглашения, заключенные до его принятия, в течение трех лет должны быть приведены в соответствие с ним. В соответствии с Конституцией договоры могут касаться исключительно разграничения предметов совместного ведения и полномочий федерации и ее субъектов.
Беседовала Светлана МИХАЙЛОВА