|
|
N°100, 08 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рецепты от "восьмерки"
Лидеры G8 думают, как заставить нефтяников инвестировать в переработку
Крупнейшие мировые державы продолжают бороться с высокими ценами на нефть и нефтепродукты. Чтобы изменить ситуацию, сложившуюся на рынке, на июльском саммите «большой восьмерки» в Шотландии планируется рассмотреть предложения, которые должны стимулировать нефтяников вкладывать средства в развитие перерабатывающих мощностей в США и Европе. Правда, даже если компании и прислушаются к мнению политических лидеров и начнут развивать переработку, в ближайшее время цены вряд ли упадут, ведь для строительства новых или модернизации уже существующих предприятий потребуется не один год.
Как сообщила The Financial Times со ссылкой на «высокопоставленного чиновника в энергетическом секторе», мировые лидеры попытаются придумать, как заинтересовать нефтяников развивать перерабатывающие мощности. По данным собеседника газеты, предлагаются такие меры, как налоговые послабления и различные концессии. Результатом экономического стимулирования должно стать увеличение инвестиций в строительство новых НПЗ в США и Западной Европе.
Как отмечают эксперты, на протяжении последних 30 лет в Европе и США новых НПЗ не строилось. Загрузка имеющихся мощностей составляет порядка 95%, в то время как по стандартам она не должна превышать 75%. При этом потребление топлива в мире неуклонно растет. В результате у покупателей возникает беспокойство, что перерабатывающих мощностей может не хватить, и тогда на рынке возникнет дефицит нефтепродуктов. Поэтому бензин и дизтопливо растут в цене, а вслед за ними дорожает и сырье.
Нефтехолдинги не инвестировали в НПЗ по разным причинам. К примеру, в США строительство заводов затруднено из-за сложной процедуры получения разрешительной документации, связанной с соблюдением экологических нормативов, и необходимости учитывать общественное мнение (оно, как правило, против подобных производств). В Европе из-за роста производства бензина, сопровождающего увеличение выпуска дизтоплива, переработка утратила прибыльность, так как избыток бензина не находит сбыта -- в большинстве стран Западной Европы предпочитают использовать в качестве автомобильного топлива дизель. В Китае, который в последние годы стал одним из лидеров по объемам потребления и экспорта нефти и нефтепродуктов, строительство НПЗ находится под жестким контролем правительства, у которого имеются свои ограничительные соображения. Кроме того, для нефтяников переработка никогда не была прибыльным бизнесом: в сфере добычи возврат инвестиций происходит гораздо быстрее. По данным Bloomberg, прибыль до налоговых и процентных выплат, к примеру, BP от нефтедобычи в первом квартале 2005 года составила 6,45 млрд долл., или 78% общего дохода компании.
Американцы уже приступили к спасению своей экономики от нефтяных цен. В этом, по мнению Белого Дома, им должен помочь как переход на альтернативные виды топлива, так и строительство новых НПЗ, которые Джордж Буш предложил сооружать на территории бывших военных баз. В Белом Доме сообщили, что президент дал поручение минэнерго начать переговоры по этому вопросу с администрациями населенных пунктов, которые находятся рядом с базами.
Пока же цены остаются высокими. В Америке стоимость сырья колеблется на уровне 55 долл. за баррель. Учитывая ситуацию на рынке, некоторые страны ОПЕК не исключают возможности увеличения добычи картелем. При этом члены организации суммарно и так добывают более 30 млн баррелей сырья в сутки, хотя официальная квота составляет 27,5 млн баррелей в сутки. «Цены слишком высоки, и нам нужно что-то делать. Поэтому мы, возможно, повысим потолок (производства. -- Ред.) из-за цен», -- сказал в понедельник глава ОПЕК, министр нефти Кувейта Ахмад Фахд ас-Сабах, имея в виду размер квот. Сессия ОПЕК, на которой будет обсуждаться этот вопрос, назначена на 15 июня.
Денис РЕБРОВ