|
|
N°100, 08 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Запас непрочности
«Газпром» уже не ждет от Туркмении выполнения газовых обязательств
Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов вчера публично признал наличие проблем с подтверждением запасов туркменского газа. По его словам, Ашхабад без объяснения причин задерживает предоставление международного аудита своих резервов. «Это наводит на мысль, что запасы не соответствуют тем объемам, которые зафиксированы в межправительственных соглашениях на поставку газа», -- сказал г-н Рязанов.
Туркменистан, вероятно, не сможет выполнять в полном объеме обязательства перед «Газпромом» по поставкам газа уже в 2007 году. По подписанному Владимиром Путиным и Сапармуратом Ниязовым соглашению «Туркменнефтегаз» должен продать российской компании 60--70 млрд кубометров. По словам г-на Рязанова, объем закупок у Ашхабада без ввода в эксплуатацию новых шельфовых проектов может не превысить текущего уровня, а это 43--45 млрд кубометров. Впрочем, полтора года -- это в любом случае недостаточный срок для того, чтобы вывести офшорные нефтегазовые проекты Туркменистана на серьезный уровень.
«Мы должны были получить аудит запасов в конце прошлого года, потом нам обещали предоставить его в марте, но пока у нас его нет, -- сообщил топ-менеджер «Газпрома». -- Хотя мы точно знаем, что документ уже готов. Его делали две международные компании (одна из них DeGolyer & MacNaughton, название второй выяснить не удалось. -- Ред.)». Г-н Рязанов сказал вслух то, о чем предупреждали многие эксперты: готовые к промышленной разработке запасы газа в Туркменистане очень ограничены. Эта информация была известна «Газпрому» и без всякого аудита, так как существенной доразведки месторождений и инвестиций в их подготовку к добыче в Туркменистане не проводилось с советских времен.
Подтверждение информации о недостаточности запасов значительно скорректирует планы деятельности концерна в регионе. Сейчас газопроводная система Узбекистана способна транспортировать до 50 млрд кубометров газа в год, что позволяет в среднесрочной перспективе обеспечивать текущий экспорт из Туркменистана, а также транзит узбекского газа с южных месторождений (около 8 млрд кубометров). Отсутствие дополнительных ресурсов снимает задачу расширения пропускной мощности узбекского участка трубы Средняя Азия--Центр до 60--70 млрд кубометров газа.
Основные инвестиции в этой связи должны перенаправляться на развитие добычи газа на туркменском шельфе Каспия, а также реконструкцию и развитие системы газопроводов вдоль берега, напрямую в Казахстан (так называемая система САЦ-3). По словам г-на Рязанова, «Газпром» рассматривает эти возможности, но не планирует делать это в одиночку. Он не сказал, кто может стать партнером, однако скорее всего на эту роль рассматривается ЛУКОЙЛ, глава которого Вагит Алекперов в последнее время развил бурную переговорную активность с Туркменбаши. Кроме того, вчера г-н Алекперов приезжал в «Газпром», где в том числе разговаривал с председателем правления монополии Алексеем Миллером о совместной разработке шельфовых проектов на Каспии. Скорее всего на встрече обсуждалось взаимодействие не только в российском секторе моря (компании работают в рамках СП «Центркаспнефтегаз»), но также в казахском и туркменском.
Правда, при этом развитие шельфовых проектов в Туркмении серьезно ограничивают международные проблемы. Как известно, Ашхабад пока не договорился о разграничении прав на шельф со своими соседями Казахстаном и Ираном, что накладывает серьезные риски на потенциальных инвесторов в эти проекты.
Алексей ГРИВАЧ