|
|
N°101, 09 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Красная палатка
В театре Анатолия Васильева открылся закрытый семинар
«Культура -- это не инженерное мастерство, это мастерство садовника» -- так к концу вчерашней пресс-конференции сформулировал свое кредо Томас Ричардс, руководитель «Рабочего центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса». Пресс-конференция в «Школе драматического искусства» была посвящена проекту, который «Рабочий центр» начинает в Москве в сотрудничестве с театром Анатолия Васильева. Две с половиной недели одиннадцать артистов из одиннадцати стран будут проходить актерские и вокальные тренинги по системе Ежи Гротовского (особое внимание будет уделено традиционным песнопениям). Знаменитый польский режиссер, последовательно и упорно превращавший театр в исследовательскую лабораторию, все менее интересовавшийся сегодняшним спектаклем-результатом и все более -- проектирующим будущее тренингом-процессом, и Анатолий Васильев, явно двигающийся ныне по этому же пути, были хорошо знакомы. Сотрудничеству «Рабочего центра» и «Школы драматического искусства» пятнадцать лет. Васильев привозил актеров своего театра в Италию, где в Понтедера базируется «Рабочий центр»; ученики Гротовского уже не раз бывали в России.
В 2003 году «Рабочий центр» вышел на новый этап развития -- был начат проект «Прокладывая дороги». Смысл его состоит в том, что люди, занимающиеся чрезвычайно интересными, но абсолютно замкнутыми вещами, решили открыться миру. Но открыться в этой системе координат не значит впустить к себе зрителя: показов для публики не будет. Открыться -- значит начать взаимодействовать с людьми из других стран, с иным опытом. Вот эти ныне собранные одиннадцать человек и означают «расширение круга».
Ученая и учебная работа центра -- работа на долгую перспективу; результаты этой работы проявятся в артистах лет через десять, считает Томас Ричардс. В глазах его помощника Марио Бьяджини горит огонь проповедника: он сравнивает сегодняшнюю Европу (надо полагать, в духовном смысле) с пустыней и, обратив внимание на фотографию, висящую в театре Васильева (палатка на горе Синай), говорит, что для существования в пустыне нам нужна хотя бы палатка, где можно встречаться с людьми. Функцию палатки как раз и берет на себя этот проект. Чему в реальности могут научиться участвующие в нем люди, у нас будет шанс увидеть в ноябре, когда коренные обитатели Понтедера приедут в Москву со спектаклем «День гнева», на который даже будут продавать билеты.
Анна ГОРДЕЕВА