|
|
N°99, 07 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Золотые мили
Автовладельцам в Великобритании предложат платить налог в зависимости от годового пробега
Британское правительство, за чьим опытом решения транспортных проблем мегаполисов, судя по всему, внимательно наблюдают в мэрии Москвы, наконец нашло способ справиться с заторами на дорогах. Правда, способ сокращения количества автомобилей на улицах предлагается настолько экстравагантный, что даже легкому на репрессии российскому чиновничеству такое новшество может показаться слишком уж радикальным. Как заявил на днях министр транспорта Великобритании Алистер Дарлинг, в ближайшие два года транспортный налог в королевстве будет заменен новой фискальный схемой, при которой водителю придется платить отчисления в бюджет за каждый километр пройденного пути.
Неудивительно, что предложивший такое министр уверен, что новая схема решит все транспортные проблемы, «единовременно увеличив пропускную способность дорог на 40%». Ведь заложенный в проекте тариф предполагает, что за каждую милю (1,6 км) свободного от пробок пути водителю в итоге придется заплатить 1,34 фунта стерлингов, или 2,43 евро. То есть каждая поездка на работу в город для британца, живущего в пригороде, будет обходиться примерно в 100 долл., соответственно за год его новый транспортный налог может превысить 30 тыс. долл. И это не считая стоимости спецоборудования, которое должно быть установлено на каждом автомобиле. Не доверяя налогоплательщикам и их спидометрам, г-н Дарлинг решил, что следить за перемещениями граждан должна специальная спутниковая система навигации.
Подобные астрономические тарифы появились отнюдь не в результате технической ошибки. По мнению г-на Дарлинга, лишь такие налоги способны привести к серьезному сокращению числа автомобилей на дорогах. «Если эта мера не будет введена в самое ближайшее время, то движение по дорогам Великобритании может остановиться, -- заявил министр, добавив, что водители должны радоваться новой идее правительства. -- Автовладельцы просто обязаны понять, что все это делается для их же блага». Однако британский кабинет, похоже, сильно переоценил сознательность подданных Ее Величества. Общественное мнение восприняло очередные правительственные поборы крайне негативно, поставив реализацию проекта под угрозу.
Москвичам же остается уповать на то, что в ближайшее время столичная мэрия не начнет обмениваться опытом со своими коллегами c Туманного Альбиона. Ведь познакомившись с опытом мэра Лондона Кена Ливингстона, последним из европейских градоначальников установившего плату за проезд в центр, московские власти недавно уже прорабатывали план «обилечивания» машин, попадающих внутрь Садового кольца. А теперь смогут пристроить к делу и давно создаваемую в Москве систему космической транспортной навигации, на которую уже израсходованы немалые средства. Теоретически можно предположить, что, например, под предлогом борьбы с терроризмом мэрия решится на введение тотального спутникового контроля за автотранспортом, а потом выставит водителям счет за пройденные километры, не забыв загнать в тарифы и стоимость запуска спутников связи.
Пока такие предложения кажутся фантастикой, ведь столичные власти сейчас готовят новый проект ставок транспортного налога в городе. В ближайшее время этот документ должна утвердить Мосгордума. Пока, к счастью, московские власти решили не перечить федеральному законодательству и сохранили в качестве отправной точки для начисления налога мощность двигателя автомобиля, однако и позаботились о том, чтобы владельцы спортивных, турбированных машин и резвых джипов платили в казну в несколько раз больше прежнего. Однако нельзя забывать и о том, что в голову столичных чиновников и даже самого мэра Юрия Лужкова, который едва ли по пути на работу стоит в пробках, приходят и экзотические идеи -- например о том, что транспортный налог должен взиматься, исходя из длины транспортного средства. До сих пор это еще никому в Европе в голову не приходило.
Александр ГУДКОВ