|
|
N°99, 07 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Государыня» для брендов
Имена лауреатов новой премии давно известны не только в России
Давно обещанное властями материальное подтверждение постулата о значимости для государства российского как высокого искусства, так и высоких технологий наконец обрело форму документа, скрепленного в качестве гарантии президентским автографом. Владимир Путин подписал вчера указы о присуждении Государственных премий за 2004 год в области науки и технологий, литературы и искусства. Это первые Госпремии, которые вручаются по новым правилам, наполнены существенным материальным содержанием и для ученых уж точно могут считаться отечественным вариантом «нобелевки». Лауреаты отныне будут получать по 5 млн руб., которых однозначно хватит уже не только на традиционный банкет в кругу соратников по случаю получения «Государыни», как обычно именуется эта премия.
За прошедшие с советских времен годы престиж Государственной премии был изрядно размыт, счет лауреатам ежегодно шел на десятки, а дополняющие диплом выплаты были настолько малы, что порождали только грустные шутки. Однако в прошлом году после вручения последней «массовой» Госпремии президент своим указом сократил численность лауреатов, кардинально увеличив размеры денежного вознаграждения. Премий осталось шесть -- три в области науки и три в литературе и искусстве.
Вчера были объявлены имена первых лауреатов новой волны. Две Государственные премии по литературе и искусству за 2004 год достались прекрасным дамам -- поэту Белле Ахмадулиной и певице Анне Нетребко, третью разделили соавторы, архитекторы-реставраторы Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев.
Никаких сомнений сами по себе имена новых лауреатов не вызывают. Белла Ахмадулина, награжденная за «продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии», действительно давно почитается живым классиком. Свидетельством чему были Государственная премия (еще СССР; 1989) и премия президента РФ (1998), не говоря о наградах «негосударственных» -- «Триумфе» и Пушкинской премии Фонда Альфреда Тепфера (обе -- 1994). В прошлом году одновременно с вручением "старых" Госпремий Владимир Путин наградил Ахмадулину премией имени Булата Окуджавы. Публикуется Ахмадулина не то чтобы сверхинтенсивно, но постоянно (см. ее подборку «Посвящения» в январском «Знамени» 2004 года), резких сломов или прорывов в ее поэтическом стиле не наблюдается, но именно за неизменную плавную лебединую стать ее стихи и любят многочисленные ценители изящной словесности.
Взращенная Мариинским театром и маэстро Валерием Гергиевым Анна Нетребко удостоена награды за «талантливое воплощение на оперной сцене образов русской и мировой классики, прославляющее великие традиции отечественной вокальной школы». Нетребко считается одной из самых интригующих и актуальных мировых оперных звезд нового поколения. Она работает на многих престижных сценах -- от La Scala до Метрополитен-опера -- с самыми впечатляющими партнерами. Являясь эффектным послом нашей культуры на Западе (безупречное мастерство, высокий стиль и демократический имидж трогательной красавицы и всеобщей любимицы), певица не устает радовать и соотечественников. Достаточно напомнить, что ее неповторимый голос звучал на последнем Пасхальном фестивале, немало оживляя это тяжеловатое мероприятие, и что на питерском фестивале «Звезды белых ночей» ей предстоит исполнить партию Джильды в новой -- конечно же, гергиевской -- версии «Риголетто».
Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев (лауреат Государственной премии РФ, 1996) отмечены за «выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия, в частности, за возрождение уникального памятника отечественной архитектуры XIV века -- церкви Успения на Волотовом поле под Великим Новгородом» (церковь была разрушена в пору Великой Отечественной войны).
В мотивировках трех награждений видны сходные принципы: приверженность традициям, профессиональное мастерство, «конвертируемость» (поэзия Ахмадулиной известна на Западе, конечно, меньше, чем вокал Нетребко или отреставрированный памятник «мирового культурного наследия», но тоже давно и прочно). «Женский» акцент придает новорожденным премиям толику «незапланированной» элегантности. Охвачены все основные художественные сферы -- словесность, театрально-музыкальные искусства (опера здесь «отвечает» и за драму, балет, концертные программы), искусства «пространственные» (архитекторы-реставраторы представительствуют за живопись, графику, дизайн). Знаково обойден только «проблемный» кинематограф. Что, надо полагать, будет поправлено через год -- при трех премиях ротация видов искусства столь же неизбежна, как «брендовость» лауреатов.
В области научной власти также постарались охватить как высокоточные, так и гуманитарные направления, и следовали принципу «брендов». Хотя местами в качестве таковых выступали уже не конкретные лица, а целые отрасли. В частности, лауреатами Госпремии стал коллектив создателей и разработчиков оптико-электронного комплекса контроля космического пространства. В этой группе наряду с учеными из профильных центров и закрытых заводов Валерием Колинько и Аркадием Вершининым присутствует и заместитель командующего Космическими войсками Александр Квасников. Награда, которой отмечена их разработка «Окно», призванная отслеживать перемещение зарубежных (натовских, например) спутников вдали от географических границ России, в известной степени опровергает расхожее мнение о кризисе высокоточных направлений отечественной оборонки.
Из сугубо "мирных" направлений отмечена работа академика РАН Вячеслава Молодина и доктора исторических наук Натальи Полосьмак -- за открытие и исследование уникальных комплексов Пазырской культуры IV--III вв. до нашей эры на территории Горного Алтая.
Премия же, которую получит академик -- секретарь Отделения математических наук РАН Людвиг Фаддеев, является, по сути, денежным приложением к ордену «За заслуги перед Отечеством» III степени, которым он был отмечен в прошлом году за «большой вклад в развитие фундаментальной и прикладной отечественной науки и многолетнюю плодотворную деятельность». Питерский ученый является одним из самых известных российских математиков, он был первым и единственным среди россиян президентом Международного математического союза. «Работы Фаддеева в области теории математики и физики являются основополагающими и определяют лицо ряда направлений современной науки», -- пояснил вчера журналистам вице-президент РАН академик Валерий Козлов. По словам самого лауреата, он получил премию за работу над одной из самых фундаментальных проблем -- теорией элементарных частиц с математической точки зрения. «Это премия за дело жизни, за мою научную деятельность в течение 50 лет», -- признался академик.
Андрей НЕМЗЕР, Юлия БЕДЕРОВА, Кирилл ВАСИЛЕНКО